Во второй половине ХIХ века Ялта стала активно развиваться как климатический курорт для больных легочными заболеваниями, и все чаще возникал вопрос: чем занять и развлечь приезжих? Небольшого танцевального зала и эстрады для оркестра в городском саду было явно недостаточно. Гастролирующим музыкальным и драматическим театрам ставить спектакли в Ялте было негде. Только к 1883 году на территории городского сада был построен городской театр по проекту Г. Шрейбера. Театр был деревянным, на каменном фундаменте, с двумя уборными и кассами. Красивые фасады, просторная сцена, вместительный зрительный зал, большие коридоры и фойе нравились и публике, и актерам. С тех пор прошло ровно 130 лет. За это долгое время ялтинский театр пережил взлеты и падения, небывалые овации и часы забвения. О том, как живет и чем дышит Храм искусства сегодня, рассказал его руководитель Николай Семенович Рудник.- Николай Семенович, для большинства ялтинцев и гостей нашего города ялтинский театр неизменно связан с именем А. П. Чехова. Как вы считаете, Чехов для театра – это просто название, бренд или путеводная звезда?
- Чехов – это, скорее всего, наш виртуальный друг, мерило, эталон, но сказать, что наш театр – это прежде всего Чехов, было бы неправильно. Хочу обратить внимание, что везде на старых фото присутствует надпись «городской театр». Имя А. П. Чехова наш театр получил только в 1944 году, а до этого он был просто Городским театром. Огромный пласт жизни театра не был связан с Чеховым. Кстати, когда Антон Павлович сообщал своим друзьям, что в Ялту приезжает МХТ, то писал очень красиво о том, что в мае сюда приедет Художественный театр из Москвы - привезет пару его пьесок и еще две потрясающих пьесы: «Одинокие» Гауптмана и «Эдда Габлер» Ибсена. То есть он делал акцент на том, что именно другие авторы были великими. У Чехова не было одиозной звездности.
Поэтому формирование широкой палитры нашего репертуара - одна из заповедей, оставленная нам Антоном Павловичем. С равной безупречностью и достоинством на нашей сцене представлены и спектакли, и антрепризы, и концерты, здесь мы проводим конкурсы и творческие вечера. На высоком профессиональном уровне принимаем и почтенную театральную публику, и юных зрителей, и участников фестивалей, и политических деятелей. В наших стенах проходит большое количество профессиональных праздников и парадных городских мероприятий.
- Ну, а публика изменилась за эти сто с лишним лет?
- Скорее изменилось ее отношение к театру. Сегодня у театра очень много «конкурентов»- кино, телевидение, интернет. Все это эрзац-культуры, прародителем которых является Театр. А если к этому прибавить целый сонм развлечений (перечислять долго), то театр становится неким архаичным невостребованным духовным блюдом, без которого можно запросто обходиться. Ну зачем трудоемко и дорого готовить бульон из домашней курицы, когда в каждом ларьке можно купить бульонный кубик «Галлина Бланка»! Вот мы и стараемся вернуть нашей публике ощущение «натурального вкуса». Многое зависит и от отцов города. Каждый, вновь избранный народом голова сразу же после «инаугурации» участливо меня спрашивает: «Что от меня нужно Театру?». И каждый раз я отвечаю: «НИЧЕГО! Просто приходите с супругой хотя бы один раз в неделю на спектакль».
- Ну и..?
- Проникновенно обещают и… не приходят. Поэтому с уверенностью могу сказать, что, если «Театр начинается с вешалки», то формирование театральной публики начинается с местных властей. Помните, как недавно вся Россия играла в теннис, а сейчас увлечена дзюдо?!... А в свое время именно любовь вождя к балету позволила поэту констатировать, что в этой области «мы впереди планеты всей»!
Вот и сейчас - живу надеждой!
- И все-таки нарисуйте портрет сегодняшнего типичного ялтинского театрала.
- Примерно 40-60 лет. Женат или замужем. С признаками интеллигентности и средним достатком. Для него театр – это некая ностальгия. Он ходит сюда скорее даже не ради спектакля, а ради самого процесса, который называется «поход в театр». Но есть и оригиналы, которые искреннее и по-настоящему это любят. Мы их знаем, они знают нас, возможно, не всегда по имени, но при встрече мы обязательно раскланиваемся.
На самом деле все не так уж плохо. Да, у нас есть проблема – некоторая невостребованность, но я смотрю на нее легко, просто, с оптимизмом и не считаю это каким-то горем. Вполне естественно, что число наших зрителей в летние месяцы увеличивается пропорционально интенсивности сезона. Но вдвойне радует тот факт, что и в осенне-зимние месяцы количество наших зрителей растет, а это значит, что и среди ялтинской публики постепенно формируется театральное сознание.
- Отсутствие собственной театральной труппы – это тоже исторически сложившийся факт? Может быть, и в этом отчасти кроется причина невнимательности ялтинцев к своему театру? Есть храм, но нет своих местных пастырей, которые бы растили и воспитывали театральную паству?
- Если бы здесь была театральная труппа, то она заведомо была бы очень плохой, потому что она была бы провинциальной. Эта труппа попала бы на «неудобренную» театральной публикой почву, у нее не было бы возможности питаться, развиваться.
Для того, чтобы ребенку прививать любовь к живописи, не нужно самим рисовать горшки и цветочки. Сегодня в общеобразовательных школах на уроках пения и рисования дети рисуют дурацкие картинки и поют дурацкие песни, вместо того, чтобы учиться познавать мир живописи, музыки, искусства. Надо в первую очередь учить правильно слышать, видеть и получать от этого удовольствие. Мы готовы совместно с Управлением образования реализовывать полезные проекты. Мы можем демонстрировать специальные фильмы об истории, мире искусств, о выдающихся великих людях, о добре, которые будут раскрывать какую-то философию, утолять жажду познания. Мы рады создать театральные абонементы на спектакли по произведениям русской и украинской литературы. Мы с удовольствием организуем, экскурсии для школьников и расскажем им о нашем театре. Но пока все это в полной мере не реализовано, пока - это только радужные планы.
- Театр – это не только стены, пусть даже Храма искусства. Жизненной энергией их наполняют люди. Николай Семенович, расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.
- С первой минуты пребывания в театре вы ощутите не только профессионализм, но и общий командный стиль и дух. Нам уже шестой год, и за это время мы сумели выработать некий институт этики сотрудника театра им. А. П. Чехова – наш внутренний «Rider». Место работы «Театра им. А. П. Чехова» - это своеобразный бренд. Если наш сотрудник по каким-либо причинам от нас уходит, то он потом с гордостью говорит о том, что работал в театре, и этим самым подтверждает свой достойный профессиональный уровень. Он уже не может делать плохо. Скажу честно, мне не нравится, когда работник приходит на свое рабочее место и уходит четко по часам. Прежде всего, в этом есть некая «казенщина». Мне ревниво хочется, что бы сначала был Театр, а уже потом мама, папа и даже дети.
Наш коллектив состоит из нескольких служб. Служба маркетинга – это наша голова, это креатив, выдумка, все, что определяет направление движения нашего корабля, и его мотор. Здесь и реклама, и все наши проекты, в том числе антуражные, и конференции.
Техническим обеспечением театра занимается служба главного инженера. Его полномочия начинаются с компьютеров и заканчиваются коммуникационными системами. Особо надо сказать о сцене, которая выполнена по последнему слову техники. Это наша фишка и гордость. У нас есть специальные механизмы, которые позволяют трансформировать пространство, что делает нашу сцену многофункциональной.
Круглосуточно театр охраняется службой безопасности. Дежурный инспектор находится в специальном помещении и четко отслеживает все, что происходит в театре и вокруг него на мониторах, куда выведено изображение с 24 камер видеонаблюдения. Второй инспектор всегда находится в холле театра.
Сотрудников административно – хозяйственной части, казалось бы, не видно, их словно нет, но именно от них зависит, как будет выглядеть наш храм искусства.
Наши контролеры – билетеры всех гостей называют только на «Вы» вне зависимости от возраста и социального статуса. На репетициях я не позволяю инженерам, которые находятся в аппаратной, кричать что-то в зал – для этого есть микрофон.
Наше неукоснительное правило – общий стиль и форменная одежда. Даже технический персонал, машинисты сцены, которых, казалось бы, никто не видит, носят форменные комбинезоны. Как-то дворник стал подметать возле театра без форменной одежды – это было ЧП. Я думаю, что в ближайшее время мы обязательно пошьем и парадную форму.
- А правда, что вы и ваш коллектив принимали участие в создании этого театра еще на стадии его реконструкции шесть лет назад и даже вносили свои поправки в проект?
- Их было очень много. Например, мы спрятали оркестровую яму, которая по проекту тяжелым бетонным монстром должна была стационарно выпирать перед авансценой. А в этом месте, где мы с вами сейчас находимся (от авт. - мы общались с Николаем Семеновичем за столиком хорошо известного и всеми горячо любимого богемного театрального кафе «ТеатрЪ»), по проекту должна была быть кафешка в стиле «фаст фуд» в красно-черной гамме, с пластиковой мебелью и с сосисками и гамбургерами в меню. Мы вмешались в проект и придумали наше кафе таким, какое оно есть сегодня. Мы называем это «Франция начала 20-го века глазами русского дворянина». Смысл в том, что наш дворянин был во Франции, подсмотрел там такой уголок и решил повторить его в России, но уже с русской душой. В общем, наш коллектив, можно сказать «…памятник себе воздвиг нерукотворный!...».
- Совсем недавно, 27 марта, во всем мире отмечали Международный день театра. А коллектив нашего городского театра отметили?
- Отметили (улыбается). 27 марта многие сотрудники были награждены грамотами Ялтинского городского совета и Министерства культуры АРК. А начальник отдела маркетинга Елена Рудник и инженер по свету Оксана Нечипай получили звания заслуженных работников культуры АРК. Все награды вручались на торжественной церемонии закрытия I Международного фестиваля молодежного творчества «ТЕАТР. ДЕБЮТ. ЯЛТА».
Обещали, что если мы себя будем хорошо вести, то нас, может быть, повесят… на городскую Доску почета. А пока - равняемся на лучших!
- Какие мероприятия планируются к 130-летию ялтинского театра?
- 26 мая 1883 года на сцене Городского театра был дан первый спектакль С этого дня и начинается летоисчисление нашего театра. Специально к юбилею мы выпустим буклет с фотографиями и страничками истории, памятный значок, набор открыток о театре. Мы очень надеемся, что городские власти станут инициаторами приглашения 26 мая, ровно через 130 лет, на юбилей театра им. А. П. Чехова театрального коллектива со специальным спектаклем, связанным с историей театра.
Мне бы очень хотелось, чтобы это был «Дядя Ваня», эпохальное произведение, написанное Антоном Павловичем в Ялте. Я думаю, что в этом случае горсовет мог бы очень правильно распорядиться пригласительными билетами и пригласить на юбилей Городского театра достойных жителей нашего города.
В завершении с гордостью хочется отметить, что сегодня наш возрожденный Городской театр, безусловно, придает Ялте – всемирно известному курорту - респектабельный шарм с атрибутами театральной жизни в городе. И, согласитесь, высказывание великого Геродота: «Город только тогда становится городом, когда в нем есть театр» - трудно оспорить!»Автор: ЯНА КОВАЛЕНКО