Крымские зрители в шоке от реалистичности нового фильма о войне, представленного в симферопольском кинотеатре
Не потребовалось ни компьютерных спецэффектов, ни трехмерного изображения, чтобы полностью окунуться в мир, который царил на экране. Фильм «Брестская крепость», снятый по одноименной книге Сергея Смирнова, рассказывает о героической обороне цитадели, которая приняла на себя первый удар фашистских захватчиков
22 июня 1941 года. Казалось бы, обыкновенную военную историю режиссер с оператором воплотили на экране поистине гениально: настолько живо, что каждой клеточкой тела при просмотре киноленты ощущаешь причастность к событиям того времени.
От сердца к сердцу
22 июня 1941 года. Тихое, размеренное утро нарушает грохот снарядов, пробивающих крыши домов, сараев, клуба, где только вчера показывали фильм о любви. Нет, это не учения, как вначале подумали жители. Ведь война не должна была начаться! Но вот так сразу, неожиданно и внезапно, а оттого по-настоящему страшно, она началась. Люди выбегали на улицу из рушащихся зданий и умирали в череде взрывов, окутавших всю территорию крепости. Те, кто пытался покинуть город, умирали от сотен фашистских пуль. Целые семьи, женщин, стариков, детей без разбора расстреливали немецкие солдаты из пулеметов. Жуткий визг и плач пронзили небо, кровь потекла ручьями по дорогам и площадям, трупы заполнили реку вокруг острова. Кошмар первых дней войны удалось передать настолько реалистично, что киноманы заговорили о недостающем элементе в кино – эффекте присутствия, который не создашь компьютерной графикой и даже новой технологией 3D.
Дмитрий, г. Симферополь:
– Эффект присутствия должен передаваться от сердца к сердцу – от сердца режиссера к сердцу зрителя. И никакими современными технологиями его не заменишь. На мой взгляд, режиссеру Александру Котту это удалось.
Паренек-привидение
Сюжетную линию связывает история Сашки Акимова. Именно его глазами мы видим события фильма. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Единственное, что, возможно, не совсем получилось передать создателям ленты, – осознание того, почему мальчишка был абсолютно неуязвим для немцев. Бойцы Красной армии, едва покидая свои оборонительные позиции, даже под покровом ночи, тут же ловили со всех сторон фашистские пули. А паренек почему-то мог свободно передвигаться по территории крепости, и его никто не трогал, даже в упор не замечал. «Я знал, что со мной ничего не случится, потому что мне нужно было выполнить приказ», – промолвил голос за кадром, и это было единственное объяснение удивительного фарта. Хотя своей игрой юный актер показал, насколько уверенным в себе и в своей цели был его герой – и именно это создавало вокруг него ореол неуязвимости. Все силы природы, казалось, объединились, чтобы помочь ему пройти через этот ад.
Главный герой жил в Симферополе
Фильм рассказывает о трех очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым (Александр Коршунов), политруком Ефимом Фоминым (Павел Деревянко) и начальником погранзаставы Андреем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Интересно, что Ефим Фомин в годы репрессий проходил службу в Крыму – в Феодосии, а потом и в Симферополе, будучи секретарем комсомольской организации зенитного полка.
Дмитрий Борисов, историк, г. Симферополь:
– Ефим Фомин проживал в Симферополе в 1937-1938 годах, на улице Горького, в доме №22. В 2009-м на нем была установлена мемориальная доска в память о полковом комиссаре, ставшем организатором обороны Брестской крепости. Очень долго после войны разные слухи окружали судьбу Ефима Фомина. Никто не видел его ни живым, ни мертвым. Обстоятельства его гибели выяснились только после того, как писателю С. Смирнову в конце 50-х годов удалось найти бывшего сержанта 84-го стрелкового полка Александра Ребзуева. 30 июня 1941 года немецкие автоматчики вытащили защитников крепости полуживыми из-под развалин и взяли в плен. Среди них были комиссар Ефим Фомин и сержант Ребзуев.
В фильме Ефим Фомин подошел к немецкому офицеру и горделиво произнес, что он – комиссар. Немецкие автоматчики вытолкнули его из шеренги, вывели к Холмским воротам и расстреляли. Хотя на самом деле на комиссара указал предатель, который оказался среди пленников.
Дмитрий Борисов:
– Мне очень понравилось, как режиссер воплотил историю на экране – с фильмом Михалкова никакого сравнения, у последнего картина больше фантастическая вышла. А «Брестская крепость» – настоящая историческая драма.
Вообще, если говорить объективно, «Брестская крепость» – неоднозначный фильм. С одной стороны, китайцы номинировали его на свой национальный «Оскар» как лучший иностранный фильм, а с другой, автор одного из интернет-порталов назвал его «образцом высокобюджетной некрофилии»…
Денис СИМОНЕНКО " Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 110 от 3 декабря 2010 года