Директор украинского театра обещает грандиозную премьеру и мечтает о реконструкции
Говоря о театре, люди чаще всего вспоминают артистов и режиссеров. Более сведущие могут еще обсудить работу балетмейстеров или художников. Но почти никто не задумывается о роли руководителя театра. Лишь от него зависит, как этот почти живой организм будет функционировать, насколько успешным будет его деятельность. Ярким примером такой слаженной работы, несомненно, является Крымский академический украинский музыкальный театр, у руля которого уже в течение 15 лет стоит Владимир Загурский.
Балетный дефицит
Крымский академический украинский музыкальный театр ежегодно радует симферопольских театралов новыми яркими постановками. Сегодня на сцене театра можно посмотреть и драматические произведения, и модные нынче мюзиклы, и оперетту, и сказки, и, конечно, балет. «Мы гордимся своим репертуаром», — говорит Владимир Иванович, немало сделавший для того, чтобы такое разно-образие стало возможным. Здесь и организационная работа, и беспрестанные поиски финансирования, и взаимодействие с творческим коллективом учреждения, что тоже не всегда бывает легко.
А главной изюминкой театра, безусловно, являются его балетные спектакли.
Балетмейстеры Сергей и Ольга Быковы пришли в Крымский украинский театр шесть лет назад. Несмотря на то что балетная труппа насчитывала тогда лишь 18 человек, была подготовлена программа «Вечер балета» с фрагментами из классических произведений. А вслед за этим в репертуаре театра появились полноценные балетные спектакли — «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Сотворение мира». Театр многое сделал для того, чтобы в Симферополе стало модно ходить на балет.
Впрочем, и сейчас балетную труппу нельзя назвать большой — в театре танцует всего 26 человек.
Владимир Загурский:
«Катастрофически мало! Это одинарный состав. Ни один музыкальный театр не работает с балетными спектаклями с таким количеством танцоров!»
Сейчас, если артист заболеет, спектакль приходится отменять — замены ему нет. Но штатное расписание театра не позволяет увеличить коллектив — денег на зарплату новым артистам в бюджете не предусмотрено.
В этом году балетная труппа впервые отправилась в гастрольное турне по Украине в рамках совместного проекта «Звезды санкт-петербургского балета» со спектаклем «Ромео и Джульетта».
А сейчас в театре готовится к постановке новая рок-опера. Правда, Владимир Иванович название скрывает — хранит интригу. Но обещает, что премьера станет грандиозным событием в культурной жизни Крыма.
Тридцать лет без ремонта
В 2012 году доход театра составил 3 млн 800 тыс. грн. Может показаться, что это солидная сумма, на которую учреждение культуры способно безбедно существовать, учитывая, что зарплату коллективу выплачивает государство. Но думать так — большое заблуждение. По словам директора, это покрывает лишь 15–20 процентов от потребностей. Согласно Закону Украины «О театрах и театральном деле», затраты на энергоносители театра должно оплачивать государство. Но на деле этого не происходит уже давно, поэтому театр платит за электроэнергию и теплоснабжение свыше 800 тыс. грн в год.
Да и чем больше театр зарабатывает, тем он больше отдает. Так, НДС составляет 20 процентов, хотя в Украине давно ставится вопрос об отмене налога на добавленную стоимость для театров. Проще говоря, если театр зарабатывает 1 грн, то ему остается из этого лишь 25 коп.
Между тем капитального ремонта здесь не было уже тридцать лет, а обещанная давным-давно реконструкция существует пока лишь в виде проекта, согласно которому в театре должна появиться новая сценическая площадка. Этот вопрос Загурский называет больным, ведь если у главного симферопольского «коллеги» украинского театра — Крымского академического русского драматического театра им. Горького — насчитывается шесть сцен и плюс филиал на площади Советской, то в театре на площади Ленина есть одна-единственная сцена, где труппа и репетирует, и выступает. Время от времени камерные спектакли проходят в фойе театра, но с этим связано много технических сложностей.
Важные моменты потенциальной реконструкции — увеличение количества гримерок, которых сейчас в театре недостаточно, оборудование нескольких балетных классов и музыкальной студии для записи фонограмм и видео. Необходимо решить и вопросы, связанные с отоплением, ведь сегодня артисты вынуждены репетировать в холоде.
Если уж говорить о проблемах, то стоит упомянуть и о жилье. Сейчас у украинского театра есть общежитие, где проживает лишь десять человек. В идеале же учреждению необходимо жилье для 25–30 сотрудников, что позволило бы привлекать в труппу талантливых молодых артистов из других городов. Но все это остается лишь на уровне пожеланий.
Человеческий фактор
Людям свойственно фантазировать на тему «Если бы я был президентом (начальником, директором)...». И украинский театр не исключение. Здесь порой тоже судачат в гримерках и коридорах: «Вот если бы я был директором, набрал бы сюда других артистов», «А я бы режиссера хорошего пригласил...».
Владимир Иванович лишь вздыхает: «Я пригласил бы и режиссеров, и дирижеров, и артистов, будь такая возможность!» По словам руководителя, в первую очередь он вынужден думать о том, чтобы театр вообще выжил.
Как выяснилось, очень многие проблемы театра решаются только благодаря личным контактам и знакомствам директора. А что делать, если культура нашему государству не очень нужна и власть имущие не спешат изыскивать средства для развития театрального искусства?
Состоятельные друзья Загурского знают: он больше обрадуется какому-то приобретению для театра, чем подарку лично себе. Именно таким образом здесь и появляются новые двигатели для автобусов вместо пришедших в негодность, микрофоны для выступлений... Имен меценатов директор не называет — мол, делают они это не для саморекламы. Придет такой человек в театр и будет знать, что именно благодаря его помощи на спектаклях хороший звук, а не шипение из-за старой техники.
Владимир Загурский:
«Многие думают, что управлять те-атром просто, на самом деле это сложная работа. Я иногда в прямом смысле просто бьюсь головой о стену, пытаясь найти выходы из различных проблемных ситуаций. Но если не выполнять свою работу только потому, что у нас чего-то нет, то театр погибнет мгновенно!»
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, творческие достижения театра за последние годы впечатляют — расширяется репертуарный план, появляются яркие молодые артисты, спектакли становятся все красочнее.
Театральный «кошелек»
Во сколько театру обходится постановка одного спектакля? Для примера возьмем музыкальное произведение, которое для начала нужно, грубо говоря, купить. За музыку театр платит автору не менее 15 тыс. грн, за либретто — около 10 тыс. грн.
Если в Киевском театре оперы и балета еще пять-шесть лет назад на постановку одного произведения уходило 400–500 тыс. грн, то у нас до сих пор на это тратится от 40 до 80 тыс., хотя необходимо не менее 150 тыс., чтобы спектакль получился более эффектный.
Из-за катастрофической нехватки средств от многих интересных произведений приходится отказываться. Так, директор не взялся ставить мюзикл «Голубая камея» известного композитора Кима Брейтбурга. В России его постановка обошлась в 3 млн руб. (около 790 тыс. грн), а украинский театр не смог бы вложить не то что половину, а даже треть этой суммы.
P. S. В последнее время по городу ходили разговоры о скорой смене руководителя украинского театра. Как видим, слухи оказались далеки от действительности — Владимир Загурский свое место покидать не собирается и работа в театре идет без сбоев. Евгения КОРОЛЕВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 221 от 1 марта 2013 года
Еще статьи:
Поддельный юбилейДжон Малкович приедет «фестивалить» в ЯлтуИспытано на себе: как я стал деревом в «Спящей красавице» (продолжение)Кто в этом цирке был — тот больше не смеетсяДо театров ли дело?