Эльвира Григорьевна Губенко – талантливый скрипач от бога, педагог с 55-летним стажем, методист, чьи книги являются эталоном для преподавателей музыкальных училищ Украины, России и зарубежья.С небес на землю
Последние 19 лет Эльвира Григорьевна работала в Ялтинской детской музыкальной школе имени Спендиарова. Но неудачное падение в 1996 году, ставшее причиной сложных переломов позвонков, перечеркнуло всё. Уже три года женщина не может обойтись без помощи врачей – невыносимые боли в спине и руках, поездки в Черновцы, где доктора выкачивают жидкость из плечевого сустава, уже стали нормой. Недавно скрипачке поставили еще один страшный диагноз – онкология, предстоит серьёзная операция. В одночасье Эльвира Григорьевна стала инвалидом второй группы, потеряв и профессию, и заработок – теперь она живет на небольшую пенсию.
Однако, несмотря ни на что, женщина не сдается. В 2011 году она закончила и издала свою третью книгу. Готовит к выпускным экзаменам единственного ученика-старшеклассника. Скрипачка играла бы и сама, занималась с первоклашками – но с немеющими пальцами рук невозможно показать, как держать смычок, или изобразить какой-либо элемент. И всё-таки свою жизнь без скрипки Эльвира Губенко не представляет – с детства она искренне влюблена в этот музыкальный инструмент.
Первая встреча и первая разлука
Удивительно, но будущая скрипачка родилась в семье медиков в городе Свердловске (нынешний Екатеринбург).
- Когда в 1945 году мы перебрались в Черновцы, мне было около семи лет, - вспоминает Эльвира Григорьевна. - Это особенный город, мне он запомнился в первую очередь кинотеатрами, где перед каждым вечерним сеансом обязательно выступали небольшие оркестровые коллективы. Почти ежедневно я приходила послушать выступления скрипачей-вокалистов! Скрипка была для меня чем-то волшебным и… недостижимым. Когда родители решили отдать меня в музыкальную школу на класс аккордеона, я честно сказала экзаменаторам, что это не мой музыкальный инструмент, и тогда педагог по скрипке Полянский взял меня к себе в класс. Это был настоящий праздник.
Эльвира с детства любила публику и прямо-таки рвалась на сцену. Юная ученица не упускала ни одной возможности помузицировать и везде брала с собой скрипку – в пионерский лагерь, на каникулы к тетям-медикам. Играла всем: родственникам, соседям, детям во дворе.
Хотя девушка и закончила седьмой класс музыкальной школы с медалью, она никак не могла решиться связать свою жизнь с музыкой. Дело в том, что у Эльвиры было множество других интересов – она увлеченно занималась английским языком, русской литературой и даже высшей математикой. Чтобы дать девушке время подумать, преподаватели музыкальной школы специально для неё сделали дополнительный восьмой класс. Но через полгода занятий Эльвира все-таки забросила скрипку.
И всё-таки искусство!
Мечта девушки стать переводчиком не осуществилась - родители не захотели отпускать её в институт далеко от дома. Тогда она просто поменяла мечту и после двухлетнего перерыва (кто не знает, за такое длительное время уходят все наработанные навыки игры) начала готовиться к поступлению в музыкально училище. Четырех-пятичасовые занятия принесли свои плоды – девушка стала студенткой. К слову, одним из педагогов Эльвиры был Юрий Гина, в будущем народный артист Украины.
После окончания училища Эльвира с мужем переезжает в Кишинев (Молдова), где с легкостью поступает в консерваторию.
На последнем курсе девушке предложили стать солисткой городской филармонии - целых 11 лет она исполняла эту роль. Долгожданное рождение дочери не оставило Эльвире Губенко возможности продолжить обучение в аспирантуре, но скрипка осталась её главным помощником и другом. С 1956 года Эльвира Григорьевна работает педагогом в музыкальных школах и училищах Кишинева, Алушты, Ялты. За всю свою жизнь женщина ни разу не пожалела о том, что стала музыкантом.
После «перестройки», скрипачка переехала в южнобережный Партенит. С этого времени, целых 5 лет, она играла в Ялтинском симфоническом оркестре. А в 1992 году окончательно перебралась в наш город у моря. Целый год женщина жила «по добрым людям». Чтобы заработать на собственное жильё, она озвучивала выставки при музеях, выступала с концертами по всему Южному берегу, одной из первых играла на набережной Ялты.
От скрипки до пера…
Ноты и методическую литературу Эльвира Григорьевна начала собирать еще в училище, и результат не замедлил сказаться.
В Кишиневе на всемолдавском конкурсе методической работы Эльвире присудили первую премию за труд под названием » Домашняя работа скрипача – одна из основных организационных форм обучения». Он и лег в основу одноименной книги, идею написания которой автор вынашивала целых 25 лет. Учебник был издан в 2005 году и сразу снискал популярность среди педагогов-скрипачей.
Улучшенный вариант издания под названием «Организация домашних занятий будущего скрипача» появился в 2008 году.
Идея публикаций автора, которые она посвятила любимым педагогам, проста: без правильно организованной домашней работы из ребенка музыканта не выйдет .
Одно из достоинств учебников Эльвиры Григорьевны: в них рассматриваются основные недостатки, ошибки в работе педагогов музыки с детьми и даются практические советы по их исправлению.
Как заставить скрипку говорить
Особое внимание стоит уделить последней книге Эльвиры Григорьевны «Удивление, восторг, эмоции… Искусство заставить скрипку говорить», изданной в 2011 году.
В основу названия легли высказывания двух великих скрипачей Зино Франческатти и Эжена Изаи, а самой работы - детская книга Корнея Чуковского «От двух до пяти».На примерах выдающихся живописцев, поэтов и скрипачей Эльвира Григорьевна доказывает: именно в раннем возрасте, начиная с 2-х лет, способности детей наиболее развиты, тогда как уже к 8 годам они сокращаются в десятки раз. То есть детей нужно начинать творчески развивать как можно раньше, причем в игровой форме при активном участии родителей.
Кроме того, учебник рассматривает феномен автодидактов – музыкантов, которые сделали себя сами, и взаимосвязь различных видов творческой деятельности.
Живой пример того, как работают книги Эльвиры Губенко, её ученики, многие их которых стали выпускниками консерваторий. А последний ученик педагога Мустафа Велиула только за предыдущие два года одержал победы в конкурсе «Черное море» в Ялте, детском музыкальном фестивале «Золоті зернята України” в Киеве и на международном молодежном джазовом конкурсе «Джалитон», с участием в котором, кстати, помог мэр Ялты Алексей Боярчук.
- Когда я пришла к Алексею Валерьевичу, он просто достал деньги и дал их мне. Без его поддержки и помощи ничего бы у нас не получилось!
SOS: талантливой скрипачке снова нужна помощь!
- Последняя моя книга была издана в долг, - рассказывает Эльвира Григорьевна. - Теперь нужно отдать 4 тыс. грн. Раньше я могла зарабатывать игрой, теперь не могу. Надежды на министерство культуры тоже не оправдались. Я мечтаю немного переделать книгу, добавить несколько очень важных дополнений – материал для этого есть. Но и этого нельзя сделать без спонсорской помощи.
О том, что сама нуждается в помощи как никто другой, Эльвира Григорьевна почему-то умолчала. Блокады и пункции в плечо стоят немало, не говоря уже о дорогостоящей операции по удалению опухоли. Во время разговора со мной женщина сохраняла улыбку на лице, но скрыть того, что ситуация критическая, не смогла.
Я знаю, в Ялте нет равнодушных людей, есть и те, кто в состоянии сделать больше, чем другие. Но посильную помощь отважной скрипачке может оказать каждый из нас. Главное - захотеть помочь таланту жить и развиваться. А ведь это наш долг, долг всех ялтинцев, которые вместе способны на многое.Автор: Элеонора Голицына