Куда уходят деньги, предназначенные на развитие национальной крымской культуры, кто ими распоряжается и кто пользуется.
Чего хотят караимы
Сегодня вопрос культурной жизни национальных общин Крыма почему-то упирается исключительно в деньги. В своей несостоятельности культурные общества обвиняют как государственную политику, когда культура финансируется по остаточному принципу, так и хранителей этих культурных и исторических ценностей.
Примером, по мнению ряда активистов из числа караимов, стал вопрос развития культуры крымских караимов, численность которых на полуострове сегодня не превышает тысячи человек. Караимы считают, что их нацию уничтожают, а их исторические памятники хотят стереть с лица земли. Такое заявление главы Ассоциации караимов Владимира Ормели было адресовано новому директору Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерию Науменко... в связи с требованиями Науменко к Всеукраинской ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» соблюдать законодательство. Конфликт разгорелся из-за того, что Владимир Ормели настаивает на беспрепятственном посещении караимами своих святынь в любое время суток, без предупреждения руководства музейного комплекса, что является нарушением закона, а также организации международного молодежного трудового лагеря в крепости на Чуфут-Кале и др. На первый взгляд может показаться, что Науменко действительно недолюбливает караимов, но за что? Выясняется, что трудовой лагерь караимов работает несанкционированно, создавая неприглядный вид этому туристическому объекту, и в лагере трудятся люди, не имеющие к истории ни малейшего отношения, разве что этническое. Безусловно, похвально, что они сами организовали раскопки и по крупицам восстанавливают свою историю совершенно бесплатно. Но понять музейщиков тоже можно: нет гарантии, что исторические ценности, артефакты, найденные альтруистами, попадут в музеи, а не будут проданы на рынке черной археологии или вообще будут замечены, так как не всегда даже специалист среди груды камней распознает ценную находку. Казалось бы, обе стороны правы. Однако выясняется, что не все так однозначно. Оказывается, на территории крепости находится дом известного караима Авраама Фирковича. По логике вещей в нем должен быть организован музей. Однако некоторым караимам это абсолютно невыгодно. В доме Фирковича на первом этаже несколько лет подряд в курортный сезон работало караимское кафе, якобы принадлежащее одному из членов ассоциации Юрию Полканову, а на втором этаже располагалась его дача. Конфиденциальные источники утверждают, что в хороший сезон кафе приносило до тысячи долларов ежедневной прибыли. Однако разрешения на его работу никто не давал: нет ни санитарно-эпидемиологического, ни противопожарного заключения. Получить его не представляется возможным — в доме нет ни воды, ни канализации, что не может отвечать никаким требованиям общепита. Сейчас кафе закрыто, его работу, а точнее, «неработу» взял под личный контроль директор историко-культурного заповедника, из-за чего, видимо, и впал в немилость к караимам.
Есть еще один проблемный вопрос — существование аж двух национальных обществ при мизерном этносе: ассоциации караимов и федерации. Камнем преткновения в объединении, по всей вероятности, тоже становятся деньги. Один из представителей Федерации караимов Крыма пояснил «КТ», что федерация не понимает, почему ассоциации на проведение различных мероприятий выделялось в прошлом году до 45 тыс. грн. из республиканского бюджета, а федерации — всего 10 тыс. Выходит, что каждая из организаций тянет это финансовое одеяло на себя, а в результате страдает национальная культура и самобытность.
Как делить бюджетный пирог
Вопрос денег, надо сказать, не меньше волнует руководство и других общин Крыма.
Рудольф Акопян, председатель Армянского общества:
«На издание четырех номеров нашего журнала нам раньше выделялось 80 тыс. грн. В прошлом году сократили до 60 тыс., а дошло до нас только 40 тыс. грн. Мы смогли выпустить только два номера. Третий подготовлен, но деньги на его издание до сих пор к нам не попали».
Правда, сказать, что Армянское общество бедствует, нельзя. В него входят, пожалуй, все состоятельные армяне полуострова, в том числе депутаты и предприниматели.
Практически не получает помощи и Федерация греков Крыма. Руководитель федерации Николай Сумулиди заявил, что он «уже 20 лет за свой счет содержит греческую общину».
Вера НАДЕЖДИНА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 182 от 25 мая 2012 год
Еще статьи:
Социализм по национальному признакуПразднование Дня Европы в Симферополе надо использовать для продвижения Кры ...Кому нужен памятник?Европейские музеи скупают у грабителей крымские артефактыПропивая награды отцов…