Новой франко-бельгийской картине пророчат судьбоносную роль в смене киноэпох
На днях на экраны вышел, казалось бы, очередной «фестивальный» фильм, привлекающий зрителя своим ретростилем: в погоне за оригинальностью режиссер обратился к давно забытому немому кино и погрузил зрителя в атмосферу 20-х годов прошлого века. Но вместе с тем лента, получив высшие награды на международных кинофестивалях, вернула нас к настоящему искусству, которому чужды компьютерные технологии и пиротехнические эффекты.
Переориентация с инстинктов на чувства
Сегодня, наверное, каждый охарактеризует XXI век в кинематографе как эпоху открытий в технологиях съемки — в первую очередь, это, конечно, модный нынче режим 3D. Уже каждый второй фильм выходит на экраны в этом формате, поскольку спрос рождает предложение, а зрители, как известно, требуют зрелищ. Зрелище наилучшим образом достигается посредством вкрапления в картину как можно большего количества спецэффектов, взрывов и стрельбы, а спекулируют продюсеры, как правило, на низменных чувствах, начиняя фильмы насилием и сексом. Вот и получаются в итоге примитивные блокбастеры, не имеющие с точки зрения настоящего искусства никакого художественного достоинства. Психологи в один голос уверяют: подобные фильмы приводят к деградации личности и особенно вредны для людей, испытывающих определенные личностные или эмоциональные проблемы.
В эфире ток-шоу «Народный вердикт» на телеканале ИТВ известный актер советской эпохи Александр Михайлов, известный по фильмам «Мужики!» и «Любовь и голуби», признался, что не принимает большую часть предложений о съемках в современных фильмах, поскольку в них в основном «преобладают истории о противостоянии между бандитами и полицейскими, и где горы трупов». По его мнению, такие творения разлагают человеческую душу. Зато они весьма положительно воспринимаются современной молодежью — основной аудиторией кинотеатров, чем, собственно, и пользуются кинопрокатчики, ведь бизнес есть бизнес. Не секрет, что так называемые экшены и триллеры — самые продаваемые жанры кино. Фестивальные картины хоть с пятью «Оскарами», «Пальмовыми ветвями», «Золотыми глобусами» и другими наградами и получившие восторженные отзывы профессиональных кинокритиков, как правило, провальны для коммерческих показов в кинотеатрах. И лишь новый фильм французского режиссера Мишеля Хазанавичуса сломал этот стереотип, доказав, что высокие и благородные чувства иногда способны растопить сердца зрителей настолько, чтобы они отказались от очередной дозы адреналина, вызываемого постельными сценами и обилием насилия.
Возвращение к истокам
Сюжет фильма «Артист», получившего высшие награды киноакадемиков, включая 10 номинаций на премию «Оскар», довольно прост — и это одно из его достоинств. Главный герой в исполнении блистательного Жана Дюжардена влюблен в свою работу: он звезда немого кино и не признает звуковые фильмы, которые, словно современное 3D, ворвались в мир, а поэтому не считает их настоящим искусством. Из-за этого он теряет работу, жену и шикарный дом, спивается и едва не кончает жизнь самоубийством. Возвращает ему любовь к жизни и искусству начинающая актриса Пеппи Миллер, обязанная герою своим появлением на съемочной площадке. В фильме пора-зительным образом все перекликается с реалиями: начиная от имени главного героя — Джордж Валентайн (очевидно, в честь Дня святого Валентина), и заканчивая появлением звуков в его кошмарном сне, что демонстрирует начало перехода от немого кино к звуковому и вообще в целом — «современное» восприятие киноискусства, в котором новые технологии диктуют свои условия.
Джордж Валентайн, молодой Шон Коннери с улыбкой Ретта Баттлера, не может стать частью этой новой эпохи, ведь это все равно что заставить Чарли Чаплина рассказать анекдот. О нем забывают даже поклонники его творчества. Так что герою приходится лишь уступить дорогу молодым и научиться приспосабливаться к быстро меняющимся реалиям. «Артист» — это не рассказ о классике, это сама классика, ставшая символом новой эпохи — эпохи возвращения к истокам. Ведь не зря говорят, что все новое — это хорошо забытое старое.
Сергей Пальчиковский, кинокритик:
«В последнее время из кино ушла не только душа, но и понятие профессионализма. Раньше было стыдно снимать плохо, а сейчас плохо снимать не стыдно. Цель другая — не снять хорошее кино, а отбить бабки. И пока будут говорить о том, какую он взял кассу за уик-энд, а не о том, хороший это фильм или паршивый, до тех пор кино не поднимется. Может, мы придем обратно к истокам, к братьям Люмьерам? Когда наедимся этих 3D, когда нам очки станут давить так, что нам захочется их выбросить, мы вернемся к истокам».
Что самое любопытное — фильм «Артист», премьера которого недавно прошла в Симферополе, многие зрители восприняли с неподдельным интересом, а некоторые — даже с откровенным восторгом. Уик-энды обеспечивают кинотеатрам практически полные залы. А это говорит о том, что такие фильмы в условиях переизбытка 3D-экшенов могут быть коммерчески выгодными. Главное — чтобы они были искренними, настоящими. А настоящая любовь и настоящее искусство не требуют слов.
Денис СИМОНЕНКО
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 170 от 24 февраля 2012 год
Еще статьи:
Снять стресс поможет ужастик?«Клофелин» в 3DНародный вердикт. Интересное киноОт фильмов ужасов спасут только правильные ужасыКино и немцы