«Герои нашего времени» спасают от провалов незатейливые кинопремьеры
Чем только в последнее время ни пытаются привлечь внимание продюсеры к своим детищам — практически однообразным триллерам, комедиям и драмам. Кризисом оригинальных сценариев, похоже, Голливуд заразил и российскую киноиндустрию. Просматривая очередной блокбастер, любой киноман уже заранее может предсказать сюжетную линию фильма, его развязку и финал. Но главным козырем любой картины всегда становится некая популярная личность — исполнитель главной или второстепенной роли. И не важно, имеет этот человек актерское образование или нет. Главное — что его все любят и что он представляет некую ценность. Но кто он — герой нашего времени?
И грех, и смех
Таких примеров, когда сниматься в кино берут людей, далеких от этой области, масса. И нередко подобные эксперименты оказываются удачными: Ален Делон, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и другие. В последнее время на главные роли берут бывших КВНщиков и резидентов «Комеди клаба», у которых нет специального актерского образования. Но это не мешает им поднимать рейтинги фильмов только своим присутствием. «Самый лучший фильм» собрал в прокате почти 60 миллионов долларов, обе части фильма «Любовь в большом городе» — более 20 миллионов. Фильмы с участием Владимира Зеленского, Гарика Харламова, Михаила Галустяна и Павла Воли становятся самыми успешными. Харизма этих людей перевешивает любые недочеты и в сценарии, и в режиссуре. Но так ли дело обстоит с новым фильмом «Камень», где главную роль играет один из самых популярных российских комиков и шоуменов Сергей Светлаков? Ведь в триллере Сергею пришлось выйти из своего привычного амплуа и сыграть маньяка...
От «Яиц судьбы» до «Камня»
Первый «выход» на большой экран для Сергея Светлакова произошел вместе с выходом киноверсии юмористической телепередачи «Наша Russia» под названием «Яйца судьбы», затем были «Елки» и «Джунгли». Но роль маньяка-убийцы в психологическом триллере «Камень» стала для всех неожиданностью. Многие засомневались: сможет ли юморист, не имея образования актера, справиться с этой работой?
Оказалось, что может, причем не только справиться, но и отвлечь своей игрой внимание зрителя от режиссерских погрешностей дебютанта Вячеслава Каминского.
Сюжет фильма «Камень» чем-то схож с триллером «Выкуп», где главную роль играет Мел Гибсон. В обоих фильмах похититель пытается свести счеты со своей жертвой. Правда, в «Камне» (экранизация романа Юрия Бригадира «Не жить») взята за основу принципиально новая идея: похититель требует не деньги в обмен на ребенка, а чтобы отец покончил с собой. Сам сюжет то ли не дописанный, то ли не доснятый. Против всех законов жанра отец мальчика, а также бывший друг Петра по детдому, бросивший его одного в детстве, несмотря на то, что осознает все свои ошибки, в конце фильма таки пускает себе пулю в сердце, не оставляя надежды на «хеппи-энд». Ко всему прочему, погибая, отец не спасает и сына — отныне тот обречен стать похожим на своего похитителя. Одновременно убивает себя и Петр.
Однако, несмотря на все огрехи и пробелы, внимание приковано к каменному лицу Светлакова, может быть, не столько хорошо сыгравшего, но идеально подошедшего на роль маньяка подобного типа. И пускай в начале фильма физиономия юмориста вызывает непринужденную улыбку, очень скоро она уходит. В общем, эксперимент со Светлаковым, можно сказать, удался. И не только поклонникам его творчества, но и людям, незнакомым с таковым, будет что оценить в «Камне». Но главное, чего достиг Сергей Светлаков своей игрой, — показал, кто сегодня претендует на роль «героя нашего времени».
Пришел, увидел, убил
У каждой эпохи свои герои. Героями нашего времени стали не ветераны войны и не политические деятели, а звезды экрана и их киногерои. Если раньше каждый второй ребенок мечтал стать космонавтом, танкистом, архитектором или великим художником, то сейчас нередко подростки и молодежь стремятся соответствовать героям телеэкрана. А какие они? В большинстве случаев это люди с криминальным шлейфом — и не важно, бандиты это или правоохранители. В любом случае это человек, способный не только за себя постоять, но и отомстить, убить своего обидчика. Он дерется и применяет оружие так, как будто это в порядке вещей. Месть, приводящая к смерти, считается нормой. У зрителя невольно остается впечатление, что подобные действия можно расценивать как вполне законные. В ответ на критику, касающуюся обилия крови и жестокости, продюсеры современных фильмов отвечают: спрос рождает предложение. Но ведь именно то, что показывают на экране, рождает определенную модель поведения в обществе! Получается замкнутый круг?
Если рассматривать фильм «Камень» с этой точки зрения, то Светлакову как раз таки удалось расширить рамки стандартного криминального поведения «пришел, увидел, убил». Герой Светлакова — бывший детдомовец Петр, затаивший обиду на жестоких воспитателей и выросший в условиях, диктовавших принцип «либо ты, либо тебя». Сцены с убийством постаревших воспитателей детдома вызывают страх перед хладнокровным мстителем, но в то же время картинки из прошлого заставляют зрителя понять, откуда взялась эта жестокость, и сопереживать герою. Конечно, большую жалость вызывает семилетний мальчик, которого похищает герой Светлакова. В то же время «маньяк» обращается с ним по-товарищески и даже как наставник, давая уроки суровой жизни. И символически как бы сеет зерно: полученную в подарок от маньяка пулю мальчик зарывает в камни на берегу реки. Но зерно это несет не только плохое, но и хорошее. В одном из эпизодов Петр говорит мальчику: «родители уберегли тебя от крови в компьютерных играх, но не уберегли от смерти». В этом и заключается модель воспитания похитителем ребенка, который напоминает ему его самого в детстве. Перед тем как умереть, Петр приучает мальчика к реалиям современной жизни. Именно об этом забыли его родители, заставляя его лишь учить иностранные языки и оберегая от вредной пищи. По ходу фильма становится понятно, что Петр никогда бы не поднял руку на ребенка (даже сразу после похищения спящему ребенку герой Светлакова заботливо кладет подушку под голову). Кроме того, похититель воспитывает и отца мальчика, заставляя осознать, насколько ценны семейные отношения, и заставляя по-настоящему полюбить сына. Эти, казалось бы, сопутствующие элементы сценария на самом деле самые главные: мы должны научиться любить и ценить жизнь.
Денис СИМОНЕНКО
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 166 от 27 января 2012 год
Еще статьи:
«Клофелин» в 3D«Мушкетеры»: 167 лет спустяКино и немцы«Кандагар»: победить без единого выстрелаОт фильмов ужасов спасут только правильные ужасы