Каждый год 8 марта в Ливадийском дворце открываются выставки, традиционно включающие работы женщин-художниц. Обычно это натюрморты и цветущие южнобережные пейзажи, выполненные в добротном колористическом ключе крымской школы. Но в этом году у экспозиции изменилось название, концептуальное наполнение и, что самое интересное, были допущены мужчины-художники. Таким образом, картины в разных техниках и стилях объединены общим названием «Богиня Весны». Но даже при беглом знакомстве выставка дает представление не об одной богине, а о нескольких сразу.В первую очередь ощущается присутствие советских божеств Клары и Розы – покровительниц и основателей Международного женского дня 8 марта. Их жизнеутверждающий, феминистически-революционный характер отражен и приверженцами реализма, и в картинах с неопределенным стилем исполнения.
Начнем, пожалуй, с традиционного взгляда на образ женщины-богини. Помимо графических работ, Наталья Муравская представила портрет Зинаиды Клименко – профессора ботаники, доктора биологических наук и известного всему миру селекционера роз. Картина выполнена в старом добром ключе реалистического портрета, хотя и с определенными допущениями фантазии в пейзаже второго плана. Она поддерживает аксиому советского реализма о всеобщем благополучии в композиционном смысле и «успокоительна» в колористическом отношении: розовые вершины гор, голубые тени на склонах, роскошный букет роз, обязанных своим появлением женщине, сидящей в кресле, и ласковая морская гладь без края и горизонта. Богиня, создающая ежедневным трудом божественные цветы, спокойно смотрит на мир, отдыхая в окружении, достойном ее внутренней красоты.
Таковы же по духу и акварели Николая Муравского: выполненные в безупречной технике, они спокойны и незыблемы, ясны и прозрачны, как вечный миф о женской красоте.
Но не только уверенное спокойствие в характере богинь Клары и Розы, они, как положено феминисткам-мятежницам, покровительствуют всему революционному и в палитре, и в сюжете. Внутреннее отношение художественной формы к пульсирующему в ней жизненному содержанию, о которых писала в свое время Клара Цеткин, очевидно в работе Элеоноры Щегловой «Маникюр». Более того, образы живой современности отсылают зрителя к плодородному пласту мифа. На картине в непредсказуемо-стремительной динамике разворачивается извечный сюжет, участницей которого становится современная женщина. Уверенная в себе, самостоятельная и наверняка успешная, -- она сушит на горячем солнечном ветру кроваво-алый маникюр, а мимо проносится колесница Фаэтона (превратившаяся в огненно-золотой кабриолет), пролетает глубокое небо, свистит проносящаяся мимо сиюминутность, а на плече у красноволосой красотки замерла то ли складка прохладного атласа, то ли радужно-серебристое тело рыбы-иглы. Горячая, побудительная палитра, решительные и широкие мазки, чистота цвета – все говорит об образе убежденной и дерзкой революционерки. И в то же время – «зависание» во времени, созерцательное одиночество остаются в этой динамичной работе постоянной визиткой художницы.
Еще одна богиня весны, которая заняла достойное место на выставке, – Эостра или Остара. Ей поклонялись древние племена Европы, и до сих пор, как видно, почитают живописцы. «Лежащая женская фигура» Александра Сухолита выполнена в духе примитивизма, в ней, по словам искусствоведа Иваны Мякота, прослеживается приверженность художника к наскальной живописи и мифологическим мотивам, а отсутствие изящества в линиях тела компенсируется ощущением невесомости и экзальтацией цвета. Из «Голубой флоры» молодой художницы Валентины Самойлик-Васильевой льется чистая энергия, а ощущение радости и счастья передает женский образ с загадочно-косящим взглядом Изиды и огромной, уютно свернувшейся в руках послушной рыбой. Глядя на эту работу, вспоминаешь легенду, когда Остара, найдя на снегу замерзшую птицу, превратила ее в зайца, чтобы спасти от смерти (а почему бы и не в рыбу?). Но, превратившись в зайца, птица не перестала быть птицей (с колдовством такое случается!), и каждую весну в знак благодарности несла расписное яйцо в подарок богине. Посетители выставки остроумно подметили яйцо Остары и в картине Оксаны Исайченко «Торс». Одним словом, этой богине уделено достаточно творческого внимания.
В божественном списке популярности не последнее место занимает Персефона - девочка, похищенная у матери-Земли Аидом. «Девушка с веером» Павла Шумова смотрит с полотна глазами, исполненными потустороннего инфернального мрака, будто бы она, отпущенная весной из Царства мертвых на землю, все еще таит воспоминания о страшных тайнах. Смягчение очертаний изображаемой фигуры и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий ее воздух, представляет собой современную интерпретацию техники сфумато, что придает образу таинственности и загадочности.
Похоже, что из мрака Аида слушает замирающие звуки флейты женский образ художницы Надежды Величко – это самая темная работа экспозиции, но автор уверяет, такая нехарактерная для традиционного восприятия женственности гамма придает картине больше глубины и загадочности.
Славянская богиня Леля, хорошо известная всем как Снегурочка, лежит на зеленой травке, глядя в высокие небеса на картине Ольги Самойлик-Иванюк «Весенний релакс», или мечтает в предрассветной дымке у дерева на картине Юрия Пысаря «Мифичный образ», или пристально смотрит с картины Александра Иволги «Лесная песня».
Египетская Баст угадывается в работах Нины Савлаевой. Скифская баба – в «Лизе-нержавейке» Владимира Гулича. Яркие портретные образы Рената Рамазанова наводят на мысль о никому неведомых богинях Южнобережья – благородных и страстных.
Одним словом, этой весной выставка живописи к Международному женскому дню обновилась концептуально, и, поскольку перемены – в характере женской натуры, будем ждать от следующей весны новых идей. А этой весной – наслаждаться богинями.
На выставке представлены также работы Е. Дорошенко, Н. Муравской, В. Колесника, А. Гудзикевича, Н. Трубач-Мошниковой, Ю. Пысаря, Н. Савлаевой, Р. Рамазанова, В. Гулича, Н. Лойко, Н. Муравского.Автор: Наталия ДОБРЫНСКАЯ. Фото Марины Лагарто