Почему количество зрителей в кинотеатрах сократилось, какие фильмы предпочитают крымчане, а также о рейтинге фильмов на полуострове узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» у специалистов кинопроката.
Что популярно на Западе, то непопулярно у нас
2011 кинематографический год — завершен (у киношников годом принято считать период с 1 декабря по 30 ноября). Уже составлены рейтинги американских и европейских кассовых фильмов. Однако далеко не всегда эти рейтинги соответствуют показателям «кассовости» в отдельных странах и даже регионах. Например, фильм «Форсаж 5» имел за рубежом большой успех, однако в Крыму его, похоже, не оценили.
На полуострове лидерами показа стало три фильма: «Пираты Карибского моря на странных берегах», заключительная часть «Гарри Поттер и Дары смерти», и «Трансформеры».
В целом, говорят прокатчики, год отметился большим интересом зрителей к картинам в формате 3D, это связано лишь с новыми спецэффектами и технологиями. Эти показы собирали больше денег, так как билеты на них вдвое дороже. Например, билет на обычный фильм стоит от 15 до 35 грн., в зависимости от картины и времени сеанса, а на фильм в формате 3D стоит около 60 грн.
«Мова» или кризис?
У крымчан, как, наверное, и у всех украинцев, пользуется большим спросом видеопродукция производства США, совсем немного смотрят европейское кино. Довольно популярны в Крыму и российские картины: «Елки», «Служебный роман. Наше время», новое продолжение «Елки 2», а также новая кинолента «Высоцкий. Спасибо, что живой», правда, последние два фильма прокатчики отнесут уже к рейтингам нового, 2012 г. Российские киноленты популярны еще и потому, что идут они на русском языке, в отличие от большинства картин производства стран дальнего зарубежья, дублированных на украинском языке. Как ни крути, хоть «мова» и национальная, однако слушать украиноязычный перевод крымчане, по всей вероятности, не торопятся. Это подтверждается заметным снижением количества зрителей в последние два года, как раз после того, как кинотеатры обязали «крутить» фильмы на украинском. Правда, с каждым полугодием, утверждают прокатчики, для зрителей украинское дублирование становится все меньшей проблемой.
Руслан Алиев, коммерческий директор кинотеатра им. Т. Шевченко:
«Посещаемость идет как-то волнами. Первая волна спада случилась около двух лет назад, когда нас обязали показывать фильмы, дублированные на украинском языке. Тогда резко люди перестали массово посещать кинотеатр. Мы это сразу почувствовали. Сегодня спад также ощущается, но, может, еще и из-за стоимости билетов. Сходить на 3D семьей из трех человек обойдется где-то в 180 грн. Плюс хочется что-то купить: попкорн или напиток. Вот и считайте. Но сделать стоимость билетов ниже мы не можем: есть себестоимость картины, договор с прокатчиком, плюс отопление, свет, зарплаты работникам кинотеатра, бензин и т. д.».
Руководство кинотеатра «Спартак» в период кризиса провело свой опрос и составило рейтинг потенциальных зрителей. Выяснилось, что киноманов стало намного меньше даже по сравнению с прошлым годом, и связано это не столько с качеством демонстрируемых картин и даже не с «мовой», а скорее всего, с общим жизненным уровнем.
Игорь Скоробогатов, коммерческий директор кинотеатра «Спартак»:
«Примерно на 20% увеличилась категория людей, которые ходят в кинотеатр раз в квартал. Эти люди выбирают фильм, а не смотрят все премьеры подряд. Можно даже говорить, что это общая тенденция по Украине, связанная с жизненным уровнем. Кстати, цена на билеты не очень-то выросла. Но все равно сходить в кино семьей — это затраты. А украинский для нас уже не проблема. Люди привыкли».
Крымчане, если и выбираются в кинотеатр, то скорее по какому-то поводу. Сегодня посещение кино стало не занятием выходного дня, а для многих — праздничным мероприятием. Если говорить о жанровой доминанте, то молодежь предпочитает приключения. На втором месте стоят комедии. Но сегодня проблема кинотеатров — это не столько жанр, сколько возрастная категория зрителей.
Игорь Скоробогатов:
«Хочется, чтобы люди постарше тоже ходили в кино. Фильм „Высоцкий“ начал выравнивать эту ситуацию. Хватит ли духу создавать такие картины, хватит ли денег продюсерам продвигать такие фильмы? Ведь у „Высоцкого“ была грандиозная реклама».
Руслан Алиев:
«На „Высоцкого“ пошли даже те, кто вообще не ходит в кинотеатры. Например, к нам приходили бабульки-пенсионерки и спрашивали, где тут касса. Из других городов к нам тоже приезжают, например, из Бахчисарая, Керчи, Феодосии, но приезжают в основном на громкие премьеры».
В среднем ведущие симферопольские кинотеатры в месяц принимают примерно по 15 тыс. человек. Менее посещаемое, говорят прокатчики, — авторское кино, кино глубокой режиссерской работы, фильмы, затрагивающие серьезные темы и побеждающие на фестивалях. По всей видимости, зритель устал от проблем и идет в кино, чтобы получить только удовольствие, как говорится, не «грузиться». Специалисты киноиндустрии убеждены, что публику, которая бы смотрела арт-хаус, авторское кино, фестивальное кино, надо воспитывать.
Вера НАДЕЖДИНА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 163 от 30 декабря 2011 года
Еще статьи:
Бизнес бизнесу «язык» не прикусит?Снять стресс поможет ужастик?Русский язык вернется в кинотеатры?Кино и немцы«Клофелин» в 3D