Новости Крыма

Им имя легион, а улица — что дом

17.10.2011, 11:00 Просмотров: 873
Им имя легион, а улица — что дом
Недавно бомжи получили право на регистрацию от Кабмина, а «неприкосновенность» — от суда
Недавно бомжи получили право на регистрацию от Кабмина, а «неприкосновенность» — от суда


Ни для кого не секрет, что бомжами большинство пребывающих на улице бездомных становятся не по своей воле. Часть потеряла жилье «благодаря» предприимчивым мошенникам, примерно треть оказалась на улице «с помощью» неблагодарных родственников, некоторые — вернувшись из мест заключения и выяснив, что жилье уже им не принадлежит по вине чиновников, не соблюдающих законы. А если учесть, что немалая часть населения (от двух до четырех миллионов) бомжует, то о какой более-менее благополучной статистике может идти речь?
Временный приют и регистрация
Совсем недавно Кабмин Украины на своем заседании утвердил порядок регистрации места жительства или пребывания бездомных лиц — к этому обязывает закон об основах социальной защиты бездомных и беспризорных детей. Теперь и МВД разработало порядок регистрации места жительства или пребывания таких граждан.
Этот порядок предусматривает, что регистрация места проживания или пребывания бомжей осуществляется путем внесения в паспорт (что должно подтверждать законность их пребывания на территории Украины) этих сведений с указанием местонахождения центра учета бездомных граждан, где оно??? зарегистрировано, или учреждения для бездомных лиц, где им предоставляется временный приют.
Для регистрации бездомное лицо предоставляет такие документы: заявление о регистрации, копию свидетельства о постановке его на соответствующий учет, паспортный документ либо документ, подтверждающий законность пребывания на территории Украины, квитанцию об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от уплаты. Этот порядок не предусматривает оформление снятия с места пребывания бездомного человека.
А теперь представьте себе «бездомное лицо», во-первых, имеющее при себе (или вообще) паспорт и собирающее пакет документов для постановки на учет и регистрацию. Следует напомнить, что как раз в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность, граждане в большинстве своем и не могут доказать свое право на отнятое у них незаконным способом жилье, не могут быть и участниками судебного процесса, к примеру, над мошенниками, отнявшими жилплощадь, а также — устроиться на работу, во временный или постоянный приют, получить пенсию или какое-то социальное пособие и так далее...
Что касается уплаты госпошлины, на сегодня составляющей около 70 гривен, то для большинства граждан, проживающих на улице, это просто неподъемная сумма — работы, как и других средств для существования они, как правило, не имеют и денег взять им неоткуда. А вот как и где получить документ, освобождающий от уплаты пошлины, для них остается тайной.
Мало того, ежегодно освобождающиеся из мест лишения свободы граждане тоже большей частью не имеют паспортов, «потерянных» на одном из этапов следствия — чаще всего находящихся в виде мусора в столах оперативника или следователя, которые их во время какого-нибудь «субботника» беззаботно выбрасывают в урну. Нет человека — нет и паспорта. Зато восстановления сего документа заключенные порой ждут годы, особенно те, кто родился не в Украине, а на территории тогда еще общего Советского Союза.
На отправление всевозможных запросов в страны СНГ и не только и на получение ответов уходит немало времени, и если человек еще пребывает в колонии и у него есть какие-никакие еда и крыша над головой — можно и подождать. А что делать «свободному» гражданину без документов? Ни прописаться, ни на работу устроиться? И 70 гривен нет, чтобы пошлину заплатить — куда деваться? Некоторые снова поступают по знакомой схеме: украл — выпил — в тюрьму...
Еще большая беда подстерегает граждан других государств, отбывающих наказание на территории Украины — они без паспорта вообще не смогут попасть домой — как утверждают пограничники: справка об освобождении из мест отбытия наказания не входит в перечень документов, позволяющих пересечь границу. Такие граждане могут только пополнить ряды местных бомжей на время изготовления им нужного документа и выдачи через консульство своей страны в Украине.
Без приюта и уюта
Конечно, официально власти стараются занизить количество бомжующих граждан, и даже вышеуказанное постановление о регистрации бомжей вряд ли покажет нам реальные цифры — многим и на улице неплохо (как они считают), и получать «прописку» они вовсе не собираются.
Живут по-разному, в основном в подвалах у теплотрассы, на заброшенных стройках, а летом — даже просто на лавочках в парках городов (где они еще сохранились). По крайней мере, в этом году власти Евпатории отметили наплыв «отдыхающих» непрезентабельного вида, обосновавшихся в парках и на улицах города. Как они добираются на отдых в курортный город — остается только гадать, хотя повальный контроль в самом доступном виде транспорта — электричках — организовать невозможно.
Бесплатные обеды, время от времени выдающиеся волонтерами различных благотворительных организаций или церковью, проблемы жизнеобеспечения бомжей, естественно, не решают. Пять лет назад появились первые центры учета и ночлежки для бездомных. Но и хваленые приюты для взрослых бомжей содержат, как правило, всего несколько десятков нуждающихся, и то — не более нескольких суток, только в ночное время и только при наличии документа, удостоверяющего эту самую сомнительную личность. Вот и получается, что подсчитывая исключительно тех, кто хоть раз обратился за помощью, получаем совершенно нереальные цифры, разнящиеся в десятки раз с настоящими. К примеру, год назад, по данным городских администраций, в Харькове зарегистрировано почти 1500 бездомных, во Львове — примерно 1200, в Симферополе — 700, в Луганске — 120.
Но вот июльскую вспышку холеры главный государственный врач Украины Анатолий Пономаренко связал именно с наличием и количеством бомжей на бескрайних просторах страны. Во всяком случае, еще в конце июля санврач заявил, что из всех случаев заболевания холерой «80% заболевших — это люди без постоянного места проживания, ведущие асоциальный образ жизни».
С другой стороны, буквально год назад украинские бомжи получили своеобразную «неприкосновенность»: с июля 2010 года милиция потеряла право задерживать и содержать в специальных помещениях лиц, подозреваемых в занятии бродяжничеством на срок до 30 суток. Конституционный суд Украины обнародовал свое решение, согласно которому подобное положение, содержащееся в законе «О милиции», признано не соответствующим Конституции Украины. Но ведь и проживание под открытым небом, отсутствие средств на существование, права на труд и достойную жизнь, — одним словом, бомжевание тоже вряд ли соответствует Основному Закону страны, разве что — статье о свободе передвижения...
Что наша жизнь...
В начале августа в музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке открылась выставка харьковского фотографа Бориса Михайлова, в основе экспозиции — портреты харьковских бомжей. Автор признался: чтобы сделать снимок, он «подкупал куском хлеба, выпивкой или парой монет». До недавнего времени эти снимки демонстрировались в ведущих мировых музеях и галереях.
На 500 фотографиях — люди, которые после развала СССР не смогли найти свое место в жизни и обеспечить себе достойное существование, в результате чего оказались на улице. А вот в июне во Львове прошел показ мод для бездомных. «Модели», среди которых были настоящие люди без определенного места жительства, бомжи, выходили на подиум в одежде, которую люди жертвовали на благотворительность. Этим показом сограждан призывали не выбрасывать ненужные вещи, а отдавать тем, кому они еще могут послужить.

Ядвига БОЛТОВСКАЯ, «Крымский ТелеграфЪ»,
фото В. Зайцев
Материал опубликован в «КТ» № 152 от 14 октября 2011 года
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 2324
252627