Крымчанам обещают трезвый 2015 год?
С 1 января законодательство России лишит предпринимателей, не имеющих статуса юрлица и не получивших лицензии, права на продажу алкоголя.
Сюрприз!
Алкогольная тема, особенно в преддверии новогодних праздников, способна лишить самообладания любого, но, похоже, только не крымских предпринимателей. Хотя три «но» вполне могут поставить прибыльный бизнес на колени. Первое — законодательство РФ даёт право торговать алкоголем в розницу только юридическим лицам, а значит, фээлпэшникам (физлицам-предпринимателям) в спешном порядке необходимо пройти перерегистрацию. Второе — предпринимателям придётся представить документальное подтверждение наличия собственных или арендуемых торговых площадей. Третье — с 1 января розничная торговля алкоголем будет невозможна без наличия переоформленной лицензии.
И никого не интересует, что Минэкономики РФ утвердило регламент процедуры перелицензирования совсем недавно — в конце сентября, отведя на рассмотрение документов 30 дней. Согласитесь, срок для тысяч крымских предпринимателей, которым необходимо получить новую лицензию, слишком мал. Мы помним заявления крымского правительства о поддержке малого и среднего бизнеса, тем не менее дороговизна лицензий вполне может зачистить крымский рынок торговли алкоголем, сократив число его участников чуть ли не на треть.
Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» поинтересовался, есть ли шанс получить финансовую поддержку в этом вопросе от государства.
Владислав Боул, директор ГУП «Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства»:
«Поступает много звонков с предприятий, от индивидуальных предпринимателей. Но есть один немаловажный факт: мы помогаем прежде всего тем, кто перерегистрировался и работает как российское предприятие. Вот буквально недавно мы выдали под поручительство кредит одному предпринимателю, который занимается торговлей. Торговля у нас, особенно на ЮБК, сезонная, поэтому банк пошёл навстречу, мы пошли навстречу, чтобы предприниматель выжил в этих условиях. Но то, что касается алкоголя, — это подакцизный товар, с которым мы не работаем. То есть мы помогаем торговле в целом, но что касается алкоголя — нет».
И идите все в сад!
А ведь только в Симферополе около двух тысяч точек, которые торгуют алкоголем, и уже до 1 января они должны будут получить лицензию. Поэтому чиновникам, согласующим выдачу этого документа, придётся работать не покладая рук — они обязаны выехать на каждую точку, осмотреть помещения, сделать заключение.
Евгений. Л, хозяин кафе в Бахчисарае:
«Для получения лицензии существуют очень жёсткие условия. Многие предприятия просто не смогут им соответствовать, не пройдут законодательного фильтра. Слишком много препон. Требуется, чтобы площадь магазина, торгующего алкоголем, в сельской местности была не менее двадцати пяти квадратных метров, в городе — более пятидесяти, да ещё должна быть оформлена земля под ним. А у нас, сами знаете, как было при Украине: у кого-то есть земля, у кого-то нет. Пробиться сейчас в кадастр, оформить её — задача не для слабонервных, там сумасшедшие очереди. К тому же у нас много, чуть ли не 50%, предприятий общепита и магазинов находится в жилых помещениях. На Украине по решению суда мы могли использовать такие помещения под торговлю, в России — нет. Помещение должно иметь статус нежилого. А попробуйте-ка сейчас быстро перевести его в статус нежилого...»
Та неспешность, с которой крымские предприниматели переходят на рельсы российского законодательства, показывает, что их уже ничем не запугаешь.
Виктория К., хозяйка ресторана в центре Симферополя:
«Стоять по ночам в очередях, оформлять землю, помещения? Да мне проще не поить посетителей алкоголем. С одной стороны, плохо, что услуги нет, меню без спиртного, но, с другой стороны, так как наценки в барах, ресторанах большие, я могу установить у себя „корк фри“ (CorkFee — дословно „плата за пробку“, название сбора, который должны уплатить посетители, пришедшие в заведение со своей бутылкой алкоголя. — Ред.). Буду пускать людей со своим спиртным — и идите, как говорится, все в сад! Если клиент придёт со своим алкоголем, я с него возьму, например, 100 рублей за бокалы. То есть на этом ещё и заработаю! Не буду ни платить за лицензию, ни ставить кассовые аппараты и так далее. Ещё вариант: можно расширить линейку слабоалкогольных напитков — поставить пять-шесть видов пива, всякие сангрии, сидры, медовухи. Но это не выход. Это значит, что государство не получит деньги за лицензии и определённую сумму налогов».
Только не надо изобретать велосипед
Для представителя мелкого бизнеса получение лицензии довольно трудоёмкая и долгая процедура. В России, если верить интернету, нашли полулегальную схему законной торговли без лицензии. Лазейкой для применения этой схемы является соответствие магазина требованиям, которые установлены 171-м Федеральным законом «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...». Если торговая точка соответствует всем требованиям, предприниматель сдаёт в аренду или субаренду на год несколько квадратных метров юридическому лицу, у которого есть лицензия на торговлю алкоголем. Преимущества этой схемы: во-первых, владельцу торговой точки не надо получать лицензию, а значит, он не несёт расходы по её юридическому оформлению; во-вторых, предприниматель, де-юре не продавая алкоголь, де-факто зарабатывает на его реализации; в-третьих, поставщик завозит товар в торговую точку за свой счёт и хозяину магазина не надо его оплачивать.
Даже несмотря на штрафы, обещанные нарушителям законодательства (а для юридических лиц их сумма варьирует от 50 тысяч рублей до 100 тысяч), предприниматели не спешат за лицензиями... Ведь никто ещё не отменял бизнес-смекалки. В России уже опробовали метод ухода от ответственности за продажу алкоголя без лицензии. Он прост как дважды два — при продаже, например, зажигалки или любого сувенира бутылка водки прилагается в качестве... бонуса! В результате, не нарушая никаких законов, многие магазины в России радуют любителей сувениров приятным алкогольным бонусом или даже подарочными наборами спиртного, причём круглосуточно. Другие сдают в аренду бутылку с алкоголем, принимая в залог денежные средства. По закону, если объект аренды не возвращается в надлежащем виде, залог уходит арендодателю. Есть ещё один опробованный вариант — когда берут заём, а в залог оставляют бутылку алкоголя. Заём не возвращается, и алкоголь остаётся у потребителя. А, например, продвинутые интернет-магазины предупреждают покупателя о том, что сделка совершается на территории офлайн-точки, в обычном магазине, а далее товар просто доставляется клиенту, причём по доверенности. Курьер привозит бутылку с алкоголем, клиент подписывает договор и доверенность уже во время получения товара. И хотя описанные махинации могут быть квалифицированы как притворная сделка (то есть сделка, совершённая с целью прикрыть другую сделку), тем не менее и сейчас с помощью таких ухищрений предприниматели, спасая свой бизнес, уходят от ответственности. Елена МИТРОФАНОВА
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 308 от 5 декабря 2014 года
Еще статьи:
Пить будем меньше?!В борьбе с зеленым змеем побеждает змей?Спасательный круг для крымского бизнесаОбналиченная лицензияВ свободном доступе