Крымчаки находятся на грани выживания
С 11 по 13 декабря 1941 года фашисты расстреляли в Крыму более семи тысяч крымчаков, то есть 80 процентов представителей этого уникального крымского этноса. Так и не смогли оправиться крымчаки от трагедии — на сегодняшний день на полуострове проживает всего несколько сотен представителей этого народа.
В ожидании статуса
Казалось бы, власть имущие должны сделать всё, чтобы помочь выжить этой маленькой диаспоре, сохранить её образцы культуры, увековечить традиции, но на самом деле вспоминают о существовании крымчаков только 11 декабря, когда они собираются почтить память предков, погибших в годы Великой Отечественной.
Дора Пиркова, председатель общества крымчаков «Кърымчахлар»:
«Знаете, у нас нет такой семьи, которую бы не коснулся этот массовый расстрел 11 декабря, У меня тогда дедушка с бабушкой погибли».
В последнее время Дора Пиркова занималась проблемой признания крымчаков коренным народом Крыма. По её словам, этот статус помог бы решить многие вопросы представителей этого малочисленного этноса.
Дора Пиркова:
«Вы бы посмотрели, в каких условиях живут наши коренные крымчаки — без газа, без воды, без канализации! А ведь в России существует федеральный закон о коренных народах, предуматривающий выделение земли, предоставление определённых льгот...»
Однако решение этого вопроса зависло — Госсовет Крыма направил документы в Москву, но ответа пока нет.
Тем не менее общество самостоятельно старается справляться с накопившимися проблемами.
В этом году единственный в мире (!) музей крымчаков, который находится в Симферополе, отметил своё десятилетие, однако в текущем году на его содержание не было выделено ни рубля. При этом здание музея нуждается в капитальном ремонте — от сырости стены начали просто обваливаться.
К тому же музею нужны финансы на проведение научной работы, ведь издание монографий, словарей крымчакского языка и других книг требует вложения средств, но с этим пока туго.
Культурное наследие
Четыреста пятьдесят — именно столько, по словам Доры Пирковой, осталось крымчаков в Крыму. Например, в Белогорске, который когда-то был местом компактного проживания крымчаков, сегодня остался всего один (!) представитель этой этнической группы.
А носителей языка и вовсе лишь пятеро — родную речь помнят только старики.
Дора Пиркова:
«Моя бабушка на русском языке практически не разговаривала — не знала его, вот от неё я чему-то училась. Но когда бабушка умерла, учить дальше языку меня не стали: родители опасались советской власти, боялись заявлять о том, что они крымчаки».
В Советском Союзе оставшимся в живых после войны крымчакам запрещали писать в паспортах свою настоящую национальность, люди привыкли скрывать своё происхождение, да и постепенная, но неизбежная ассимиляция сделала своё дело. Сейчас остро стоит вопрос об организации курсов крымчакского языка, чтобы количество его носителей увеличилось. Однако в обществе с сожалением отмечают, что молодёжь мало интересуется историей и традициями своего народа.
Несколько лет назад в «Кърымчахларе» решили исправить ситуацию и стали ежегодно проводить для малышей Новый год в стенах музея. Видимо, это последняя попытка оставить свои традиции для подрастающего поколения.
К слову, в семьях до сих пор сохраняются некоторые обычаи. Так, здесь по-прежнему, как и много лет назад, отмечают религиозный праздник Пурим. А хозяйки-умелицы делают для своей семьи исконно крымчакские блюда — сузме (разновидность пельменей) и сарычихлар (сладкая выпечка). Евгения КОРОЛЁВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 309 от 12 декабря 2014 года
Еще статьи:
Народный вердикт. Культурное наследиеИх мало, но они хотят сохранить свой этносЧуфут-Кале: война продолжаетсяСтратегическая закупкаРодительский мандраж