Мобильный телефон уже давно стал не роскошью, а универсальным средством связи. Однако наряду с прогрессом в области технических разработок совершенствуются и уловки мошенников, жаждущих подзаработать.
Оказывается, если деньги утекают со счета со скоростью звука, то довольно сложно определить: это работают мошенники, или проблемы с мобилкой. Выяснилось, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Именно так поступать призывают нас телефонные операторы, которые на примере некоторых «сбоев» в мобильных телефонах попытались показать «КТ» разные причины и пути решения этих проблем.
Недавно к нам в редакцию обратилось сразу несколько человек, пострадавших из-за проблем с мобильными телефонами. В первых двух случаях владельцам сотовых устроили «террористическую атаку», подрывающую нервную систему. SMS приходили на телефоны каждые три — пять минут — «атака» не прекращалась даже ночью. Причем при обычном открытии SMS владельцу телефона грозило распрощаться сразу со всей суммой на счету.
Во втором случае одному из предпринимателей приходили сообщения, и при «входящих» тут же автоматически уходили деньги, как говорится, в неизвестном направлении.
В третьем случае у пользователя мобильного телефона SMS отправлялись произвольно с номера его мобильного телефона на номер, вбитый в карту памяти. В итоге пользователю телефона (это был контрактный номер) пришлось выложить в конце месяца 250 гривен за незапланированные сообщения. Для установления и устранения причин мы подключили мобильного оператора «МТС Україна», так как во всех вышеизложенных случаях абоненты пользовались услугами именно этой телефонной компании.
Влад Войтович, пресс-секретарь «МТС Україна»:
«В первых двух случаях речь идет, скорее, не об SMS-рассылке, а о сообщениях услуги «МТС Клик». Аналогичные сервисы используются в практике всех мобильных операторов. Ее основная цель — это быстрый и удобный доступ абонентов к разного рода информации об услугах, сервисах и акциях оператора. Данная услуга бесплатна и предоставляет возможность заказывать необходимые услуги. Сообщения «МТС Клик» получают абоненты, у которых эта услуга подключена.
Если человек не заинтересован в использовании услуги, он легко может ее отключить. В главном меню телефона необходимо выбрать пункт «MTS Menu», в нем — подпункт «МТС Клик», далее — пункт «Активация», а затем «Отключить». Или можно позвонить в центр обслуживания абонентов (номер 111) и попросить об этом оператора call-центра».
По нашей жалобе по обоим номерам оператор МТС заблокировал услугу.
Телефонный суд
Двигаемся дальше. Во втором случае оператор не смог нам ничем помочь, так как «пострадавший», обратившийся к нам, отказался назвать полностью свой номер телефона, а в МТС утверждают, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности, поэтому предположений у них нет.
В третьем же случае операторы связали проблему с неполадкой в самом телефоне.
Влад Войтович:
«Исходя из активностей по указанному номеру, сообщения отсылались именно средствами телефона. С чем связана произвольная отправка сообщений телефоном, нам сказать сложно. В данном случае абоненту необходимо обратиться в сервис-центр компании-производителя телефона».
Также в МТС заверили, что на данную модель телефона, еще до этого случая, было множество нареканий. Другими словами, телефон именно этой модели часто «глючит».
Но вот пользователь, которому данный мобильный телефон был предоставлен в пользование Крымским институтом землеустройства как сотруднику организации, не согласен с таким «приговором» оператора. Во-первых, по словам пользователя, такие модели (производитель фирма Nokia) розданы чуть ли не всему институту, а «глюки» только в этом телефоне. Во-вторых, якобы «произвольные» сообщения отправлялись на номер работников суда, в котором совсем недавно рассматривалось дело обозначенного пользователя телефона, и, кстати, не в его пользу. А такие «случайности» — это из мира фантастики.
По мелочам не размениваются
Еще мы попытались выяснить: насколько правдивы слухи о том, что мобильными мошенничествами занимаются сами же операторы.
Как поведал нам оператор одной из мобильных компаний Украины Александр, мелкими мошенничествами, как во всех вышеизложенных случаях, никто из операторов заниматься не станет — не тот уровень:
«Работать по таким мелочам непрестижно, ведь у многих акции находятся на международных фондовых биржах....
С 2008 года гривна обесценилась ровно наполовину, а операторы не подняли цены на свои услуги. Получают они компенсацию другим образом: через тарифный пакет».
Как рассказал нам Александр, в каждом тарифном пакете обязательно есть пункт, по которому дешевые или бесплатные услуги «компенсируются» в полном объеме.
Например, в одних тарифных пакетах снимают пять — восемь гривен по умолчанию за серию бесплатных SMS, а пользуется абонент ими или нет — неважно. В других случаях может быть значительно завышен тариф на «чужих» операторов или на городские номера.
Уходить деньги «потоками» со счета могут, уверяет Александр, из-за простой безалаберности сотрудников телефонных компаний. К примеру, рассказывает он, некогда не очень опытный специалист компании «Укртелеком» написал программу для операторов. Ее запустили для абонентов, заранее не протестировав. В итоге через какое-то время заметили, что клиентов лихо обсчитывает это творение юного программиста. В итоге быстренько, по-тихому телефонная компания вернулась к старой системе обслуживания абонентов. (Кстати, о последних слухах об «Укртелекоме»: там обещали сократить 30% сотрудников, а фактически намерены уволить чуть ли не весь штат — до 75%).
Заработать и неплохо можно, уверяет собеседник, на операторах-новичках. Например, он вспомнил случай, когда представитель телефонной компании Life:) бегал по крымским офисам, прося о помощи, чтобы установить вышки. Этого «чудака» в кедах, держащего под мышкой чемодан, набитый долларовыми купюрами, запомнили надолго: руки на этом деле якобы нагрели многие чиновники, в том числе и операторы-конкуренты.
База данных как на ладони
На вопрос: выдают ли операторы платные номера, не из коротких (до четырех цифр), в МТС нам ответили категоричное «нет». Хотя наш собеседник утверждает обратное. По его словам, абсолютно все операторы выдают длинные платные номера, но только неофициально.
Узнать номер телефона любого пользователя, его адрес проживания или электронной почты, оказывается, для мошенников не составляет особого труда, если вы хоть раз брали кредит в банке или оформляли кредитную карточку. Банковские служащие охотно продают «за червонец» всю базу данных, а некоторые и вовсе делают это безвозмездно — порадовать интернет-пользователей.
Вот и получается, что мошенники запросто могут прислать на электронный адрес уведомление о том, что вас как специалиста разыскивает работодатель. Вот только позвонить в бюро по трудоустройству нужно непременно со стационарного телефона. Такое письмо пришло одному из сотрудников нашей редакции, и если бы он не был уверен, что никуда свое резюме не отправлял, то, вероятно, с легкостью «клюнул» бы на такую «замануху».
Антон ПАВЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 147 от 09 сентября 2011 года