Новости Крыма

Украл — сел — заболел

07.09.2011, 14:03 Просмотров: 477
Украл — сел — заболел
Проблемы инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы, общественным организациям под силу поднять, но не решить

На прошлой неделе республиканская организация Всеукраинского профсоюза работоспособных инвалидов провела пресс-конференцию, на которой обсуждались проблемы содержания заключенных-инвалидов. Эта пресс-конференция прошла в рамках проекта «Мониторинг обеспечения прав инвалидов в учреждениях временного содержания и отбывания наказания в АРК». Никто не спорит, проблемы инвалидов решать надо, как говорится, кто, если не мы? Только вот с того ли начали? Неужели все инвалиды — на зоне? А что, в обычной жизни их нет? Или для их обустройства уже все сделано?

Готовьтесь, чиновники, — камеры ждут
Для того, чтобы осветить эту проблему, на пресс-конференции присутствовали руководитель проекта, представители СМ АРК, члены Управления ГДУВИН в Крыму и эксперты- консультанты, контролировавшие проведение мониторинга. В общем, в течение почти часа шло ревностное обсуждение проблем заключенных-инвалидов и жизни заключенных в местах отбывания ими наказания в целом.
Говорилось об ужасных условиях, в которых преступникам приходится отбывать наказание, о персонале, который не знает «Европейскую конвенцию о правах человека» и о том, что, по сути, «за решеткой» инвалиды делятся на две группы: попавшие в тюрьму инвалидами и ставшие таковыми в местах лишения свободы.
А теперь обо всем подробнее. Во время своей речи Виктор Попов предложил «конструктивную» идею, на которую нам, язвительным журналистам, было трудно не обратить внимание.
Виктор Попов, руководитель комитета по социальным вопросам Общественного совета при СМ АРК:
«Вы посмотрите, в каком состоянии СИЗО. Этому зданию уже более 200 лет. Я думаю, каждому чиновнику было бы неплохо отремонтировать хотя бы по одной камере в нашем изоляторе».
Не спорим. Наверное, Виктор Анатольевич намекал на то, что готовить сани надо летом, а то мало ли что... А так представьте: посадили чиновника, а у него уже камера своя есть — отремонтированная, именная. Хотя, с другой стороны, товарищи туда не на курорт попадают. Нет, конечно, привести наш следственный изолятор в нормальное состояние, чтобы люди там хотя бы могли более или менее жить, а не выживать, — надо.

Зачем мы здесь сегодня собрались?
А вот по поводу персонала тюрем, «не обладающего необходимыми знаниями», — так, извините, но зачем контролеру этажа в СИЗО тщательно изучать «Европейскую конвенцию по правам человека»? Они знают УК и Админкодекс — то, что положено для работы и выполнения своих обязанностей. Это все равно, что обвинить бабушку, торгующую семечками перед началом футбольного матча, в том, что она не знает налогового кодекса.
Да, безусловно, остро стоит проблема людей, которые стали инвалидами, находясь в местах лишения свободы. Так как на территории подобных учреждений никто не может им дать статус инвалида, как, впрочем, и пенсию. Приходится бегать по инстанциям уже после отсидки. Вся сложность этой процедуры заключается в том, что обычно у экс- заключенного никаких документов на руках нет: то ли во время задержания потеряли, то ли еще когда... Вот и приходится освободившимся месяцами восстанавливать утраченный не ими паспорт, потом еще несколько месяцев проходить различные комиссии ради мизерной пенсии. И что бы там ни говорили в различных инстанциях, но бывшим зекам никто помогать не желает: их просто пинают из кабинета в кабинет.
Самое удивительное, что весь этот проект не принес никаких результатов, кроме информационных данных. Например, что за четыре года при том, что осужденных стало меньше, количество тяжелобольных и умерших выросло почти в полтора раза. Выросло и количество инвалидов, отбывающих наказание. Их стало в 1,2 раза больше.
Обидело создателей проекта то, что на «Государственную программу улучшения условий содержания осужденных и лиц, взятых под арест на 2006-2010 годы» было выделено всего 129,4 миллиона гривен, что составляет только 5,7% от запланированных объемов. То есть на заключенных необходимо было потратить около трех миллиардов гривен? А не много ли? Ведь, по сути, человек, совершивший преступление, должен нести наказание, а не думать о том, что его камера скоро украсится обоями в цветочек и оборудуется телевизором.
В общем, проблема инвалидов была обсуждена как-то вскользь, и основным камнем преткновения был тот момент, что люди становятся инвалидами именно в местах лишения свободы. Но ведь далеко не всегда в этом виновата администрация. К примеру, большинство бывших зеков становятся инвалидами, за-
разившись туберкулезом от сокамерников. Ну что тут скажешь — не совершил бы преступление — остался бы на свободе и не стал бы инвалидом. Хотя и на свободе риск заразиться этим заболеванием достаточно высок, а уж в среде ведущих асоциальный образ жизни — огромен. Стоит, кстати, заметить, что многие о своих болезнях узнают как раз в местах лишения свободы, ибо до этого на врачей и анализы времени не было — криминальный образ жизни диктует свои условия.
Правда, недавняя амнистия выпустила на волю как раз разносчиков вышеуказанного заболевания, и если они не будут лечиться — риск заболеть грозит уже нам.

Сергей СВЕТЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото С.Светлов "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 146 от 02 сентября 2011 года
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
252627