Сотрудники «Приватбанка» насильно делают посетителей своими клиентами, заставляя оформлять кредитную карту
Простому обывателю нынче пребывать в статусе клиента очень непросто — это во времена СССР существовал лозунг «Клиент всегда прав», сегодня тебя почти везде стараются сделать виноватым. Купил просроченную продукцию в супермаркете — сам не посмотрел дату изготовления. Приобрел вещичку на рынке, а она распалась на запчасти — сам не проверил швы при покупке. А уж в финансовых учреждениях и подавно клиент виноват во всем, потому что не прочитал договор внимательно, в котором самое главное всегда напечатано самыми мелкими буквами. Прочесть — не прочел, а выполнять придется. Конечно, проще всего вообще не вступать ни в какие отношения с банками, чтобы не быть должным. Так ведь вынуждают...
Приказано — выдать!
В последнее время появился просто вал жалоб от клиентов «Приватбанка» — как пенсионеров, так и граждан вполне трудоспособного возраста, волею судьбы получающих проплаты на карточку этого банка (зарплатную и пенсионную). И если еще некоторое время назад особых претензий к общению по схеме банк-клиент у пенсионеров не было, то с недавнего времени они столкнулись с изменившимися условиями обслуживания — придя по настоянию сотрудников банка обменять пенсионную карточку с вышедшим сроком обслуживания, столкнулись с тем, что их буквально стали заставлять оформлять на себя еще и кредитку, на которой уже якобы лежит тысяча гривен.
Анатолий, пенсионер:
«Сначала стали втюхивать кредитную карту — мол, у них внутреннее распоряжение есть, кто карты не взял, тому пенсионную не менять! Да еще мотивировали тем, что, мол, уже вот они — напечатаны. Хорошенькие такие, с клубничкой изображенной. А мне их клубничка не нужна, я в долги, даже в кредиты, не влезаю принципиально. Устал возмущаться — пришлось оформлять».
Стоит ли говорить о том, что пенсионеры, стоявшие в очереди на получение-обмен своих пенсионных карточек, как бы ни возмущались, а были вынуждены приобрести кусок пластика с соблазном снять с него тысячу гривен «на любые нужды». И чисто психологически такой ход сотрудников банка вполне объясним — старикам с маленькими выплатами очень трудно будет удержаться от соблазна влезть в кредитку и снять с нее так не хватающих до следующей пенсии пятидесяти гривен. И попасть в кабалу непонятных для пожилого человека выплат — к примеру, существует комиссия за снятие кредитных средств наличными, пусть и небольшая, всего-то 5 гривен до ста снятых, дальше — больше. Есть и пеня (даже две) за просрочку платежа, одна начисляется за каждый день просрочки, а вторая — 1% от задолженности, но не менее 30 гривен в месяц. Стоимость справки о состоянии задолженности — 30 гривен, гривну будет стоить проверка баланса на счету. В общем, активировав однажды кредитку, пенсионер вряд ли сумеет разобраться, сколько он должен отдать банку, и за что ему начисляют бесконечные гривны задолженности. На это, видно, и рассчитывают сотрудники финучреждения.
Знающие люди поясняют, что в этом банке существует бонусная система — основная зарплата у сотрудников мизерная, а остальное предлагается «добирать» в виде бонусов. Каждая операция, каждый клик — это гривна, заработанная за счет клиента, а клиент — это тот, у которого, как минимум, есть кредитная карта. С подобными предложениями, оказывается, работники пристают даже к простым плательщикам — не клиентам «Привата» — им буквально навязывают оформление кредитной карты.
Александр:
«Столкнулся с приколом «Привата» — при попытке оплатить взнос в Пенсионный фонд мне показали внутренний приказ, который запрещает (!) проводить некоторые виды операций без наличия у клиента карты банка. Так как карта мне не нужна — ушел платить в другой банк».
Получается, что таким нечестным образом банк пытается удержать лидерство по количеству выданных кредитных карт. Это тот товар, который сотрудник должен продать. Кстати, кредитка есть бланковый кредит, без обеспечения и является высокодоходной услугой.
Не принуждать, не приставать...
Мало того, многим гражданам, оформившим кредитку по настоянию сотрудников банка, звонят из этого учреждения с дурацкими вопросами: «Карту не потеряли? Все понятно? А почему не пользуетесь? Активируйте скорей». А вот тут надо быть поосторожнее — не нужна навязанная карта — не вздумайте активировать — потом не отвяжетесь и не расплатитесь.
Рассказывает Иван, житель Симферополя:
«Пришлось подписаться на зарплатную карту «Приватбанка» — так решило руководство предприятия. Как впоследствии выяснилось, анкета и явилась договором о предоставлении услуг, но вот галочку я поставил только напротив зарплатной карты. За три недели до готовности зарплатной карты пришла СМС, призывающая активировать кредитную карточку. Молчу и не активирую. На днях пришла СМС о готовности зарплатной карты, но, чует мое сердце, навяжут таки кредитку».
А теперь обратимся к законодательству. Во-первых, существует закон Украины «О защите прав потребителей», который запрещает навязывание каких-либо услуг клиенту. Согласно статье 21 этого документа, «насильственная» выдача кредитной карты ограничивает свободу выбора потребителя. Статья же 19, формулируя понятие о нечестной предпринимательской практике, указывает, что «агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния... на свободу выбора потребителя».
Во-вторых, закон Украины «О банках и банковской деятельности» также подобную практику запрещает — статья 55, регулирующая отношения банка с клиентом, указывает: «Банк обязан прилагать максимальные усилия для избежания конфликта интересов работников банка и клиентов, а также конфликта интересов клиентов банка. Банкам запрещается требовать от клиента приобретения каких-либо товаров или услуг от банка либо от родственного или связанного лица банка в качестве обязательного условия оказания банковских услуг».
В Управлении по защите прав потребителей, куда мы обратились по «горячей линии», нам подтвердили, что услуга выдачи кредитки — явно навязанная, и предложили уточнить, какие действия следует предпринять клиенту, недовольному эти фактом, в Главном управлении Нацбанка в Крыму. Консультант нам пояснила, что клиент может обратиться письменно с заявлением в это управление и попросить дать разъяснение — на основании каких норм законодательства в данном случае действует «Приватбанк». Так что не стесняйтесь писать письма и требовать, чтобы с вами поступали исключительно по закону.
Ванда ЯЗВИЦКАЯ "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей" Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 146 от 02 сентября 2011 год