Новости Крыма

Как я погружался к затонувшим кораблям

08.08.2011, 17:01 Просмотров: 1843
Как я погружался к затонувшим кораблям
Подводный Крым настолько уникален, что к нам на полуостров приезжают любители дайвинга со всего мира. Именно поэтому, живя здесь, грех не попробовать себя в роли водолаза и не погрузиться в морскую пучину. Корреспондент «КТ» отправился к берегам Евпатории, чтобы надеть акваланг и отправиться на поиски затонувших кораблей...
Невесомость и свобода!
Когда мы приехали на шумный евпаторийский пляж со всеми атрибутами современного морского курорта — зонтами, топчанами, баром, дискотекой и другими благами цивилизации, трудно было представить, что всего в ста метрах от берега лежат на дне шестнадцать парусников времен Крымской войны. Взрослые загорали, дети резвились на мелководье, а чуть поодаль наворачивали круги водные мотоциклы и катера с привязанными к ним «бананами», которые оседлали любители острых ощущений. Но никто из них даже не подозревал, что прямо у них под ногами — настоящее кладбище затонувших кораблей. Инструкторы Никита и Сергей собирались нырять лишь с масками и трубками, поскольку глубина, на которой покоятся корабли, здесь небольшая — всего 6 - 8 метров. Единственное, что они надели — это гидрокостюмы, чтобы тело не переохладилось. Однако мне как новичку в этом деле было непонятно, как можно, затаив дыхание, уйти на глубину трех этажей и еще при этом успеть что-либо рассмотреть. Поэтому мне выделили полное обмундирование — гидрокостюм, баллон со сжатым воздухом, компенсатор плавучести (специальный жилет), грузовой пояс, ну, и, конечно, ласты, маску и трубку. Тяжеленькие причиндалы весом килограммов в тридцать стали прижимать к земле, но все изменилось, как только я зашел в воду. Прикусив загубник редуктора и перевернувшись на живот, я стал размеренно вдыхать из баллона прохладный воздух и шевелить ластами. Неуклюже я погреб по поверхности, баллон переваливался то на одну сторону, то на другую. Но разобравшись с принципом действия компенсатора плавучести, потянул за веревочку и спустил воздух. Сразу же полностью погрузился в воду и приобрел невесомость. Наверное, именно такое ощущение испытывают космонавты в вакуумном пространстве. В воде уже можно регулировать глубину при помощи движения ног. Я опустил голову, пошевелил ластами и стал приближаться ко дну. На глубине примерно трех - четырех метров почувствовал сильное давление на уши и, вспомнив наставления инструктора, зажал пальцами нос и «продулся». И никакие преграды больше не мешали мне наслаждаться красотой подводного мира. Но ни обитатели морских глубин, ни природные рельефы не сравнятся с интригующим пейзажем осколков прошлого. Вскоре я увидел то, ради чего решился на обучение дайвингу, — обломки огромного парусника, затонувшего здесь во время шторма 2 ноября 1854 года...
История на ладонях
На дне Каламитского залива возле Евпатории мы наткнулись предположительно на один из двух крупных французских военных судов — корабль «Генрих IV» или корвет «Плутон». Череда толстенных палубных досок выстроилась в 50 - 60 метров в длину, а то и больше. Заиленные и покрытые мидиями металлические каркасы поднимаются над песочным дном в два человеческих роста. Еще можно представить себе величину корабля, представить тот шторм, поглотивший эскадру. Но очень жаль, что через какие-то 50-100 лет на дне останется лишь груда балластных камней.
В отличие от остальных морей и океанов мира, в Черном море лишь на небольших глубинах деревянные корабли полностью разлагаются. А вот начиная со ста метров уже можно обнаружить сероводород — ядовитое вещество, которое нарушает водообмен. В таких условиях микроорганизмы погибают, а затонувшие объекты остаются в целости и сохранности. Для дайверов-новичков это, конечно, непреодолимые глубины, зато профессионалы порой погружаются и глубже. Правда, уже в другой экипировке и с другим оборудованием.
История дайвинга
Сколько человек живет, столько и пытается познать подводный мир, манящий своими природными богатствами и историей. Долгое время для дыхания использовалась обыкновенная тростинка. Но из-за давления дыхание на глубине в полметра через нее уже осложняется. Некоторые народы практиковали погружение с воздушным куполом, выполненным из мешка. Но это приводило к быстрому накоплению углекислого газа под куполом, и приходилось очень скоро всплывать. Лишь к XVI веку появились специальные колокола, в которые насосом подавался воздух. В костюме из кожи и с таким колоколом человек мог погружаться на глубину 18 метров.
Однако разложению в воде подвержены лишь деревянные конструкции судов. А вот пушки, рынды, керамические изделия, а главное — серебряные и золотые монеты остаются нетронутыми природой. Именно поэтому черные археологи продолжают охотиться как за средневековыми, так и за античными затонувшими кораблями. Например, в ходе экспедиции киевские археологи НАН Украины обнаружили на глубине всего 18 метров отлично сохранившиеся керамические амфоры на месте крушения византийского корабля IX-X веков нашей эры. Останки корабля лежат на дне примерно в километре от берега. У берегов Качи экскурсии водят на место кораблекрушения, относящегося к римскому периоду (II-III вв. н. э.) На глубине 15 метров покоятся фрагменты амфор и части сохранившихся корабельных конструкций с гвоздями.
Остаются нетронутыми и железные суда, которые приобрели массовую популярность в XX веке. Сейчас подводные экскурсии водят к местам гибели парохода «Цесаревич Алексей» (мыс Тарханкут), транспортников «Волга-Дон» и «Санта-Фе» (Севастополь), теплохода «Жан-Жорес» (Феодосия), парохода «Ленин» (мыс Фиолент).
После увиденного на дне Каламитского залива совсем не хотелось возвращаться на берег. Морская стихия не отпускала. К сожалению, в баллоне заканчивался воздух и инструктор показал мне жестами, что нужно подниматься на поверхность и плыть обратно. Говорят, дайвинг действует, как наркотик. Если один раз попробовал, то потом каждый день будешь искать повод снова погрузиться в морскую пучину.
Слово — специалисту
Сергей Кучуркин, инструктор по дайвингу:
Дайвинг — это не просто погружение с аквалангом. Это целая философия. Многие считают это опасным занятием и думают, что на обучение уйдет много времени. На самом деле под наблюдением инструктора любительский дайвинг абсолютно безопасен, а для того, чтобы нырнуть с аквалангом, достаточно получасового инструктажа по технике безопасности.
Алексей ПРАВДИН "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Правдин, Р.Кравченко "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 141 от 29 июля 2011 год
Раздел:
Календарь
< Апрель Май, 2024 Июнь 
пн вт ср чт пт сб вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930