С начала июля в ялтинском театре морских животных «Акватория» началась реализация нового направления деятельности - дельфинотерапии. Недаром говорят: если талантлив, то талантлив во всем. Как оказалось, морские обитатели «Акватории» могут быть не только яркими и зажигательными на сцене перед зрителями, но и внимательными, заботливыми и терпеливыми в общении с детьми. Одной из первых пациенток дельфинов стала ялтинская девочка Катя.Катюше - 2,5 года (прим. авт.: по просьбе родителей имя девочки изменено). После первого года жизни малышке поставили диагноз ДЦП – у нее значительно повышен тонус отдельных групп мышц нижних конечностей, отстает в развитии двигательная активность левой руки. Но при этом Катя очень общительный и жизнерадостный ребенок. Она с большим удовольствием отнеслась к общению с дельфинами, совместным купаниям и совершенно не боится морских обитателей. А это многое значит!
Одной из основных сложностей дельфинотерапии является установление контакта между детьми и животными. Деткам, у которых есть нарушения центральной нервной системы, сначала приходится преодолевать серьезный психологический и физический барьер, чтобы спуститься в бассейн – они хуже двигаются, чем здоровые дети, их может пугать и сама вода, и большие незнакомые животные, какими им сначала кажутся дельфины. Чем тяжелее патология, тем сложнее детям сделать первый шаг.
Чтобы помочь маленьким пациентам и сделать их встречу с дельфинами приятной и интересной, в «Акватории» работает целая команда специалистов, в составе которой тренеры, психологи, массажисты. А возглавляет направление дельфинотерапии детский невролог Галина Борисовна Тимофеева.
- Я 19 лет занимаюсь реабилитацией детей по многим направлениям и методикам, - рассказывает Галина Борисовна. – До недавнего времени в моей жизни не было только реабилитации дельфинами. Я много слышала о дельфинотерапии, но у меня к этому было свое отношение, как и к содержанию животных в неволе - осторожное и достаточно сдержанное, пока я не попала за кулисы «Акватории». Все мои сомнения и скепсис растаяли. Сначала мне даже казалось, что строгие правила и требования внутри «Акватории» несколько наигранны, но потом я поняла, что это вызвано искренней и глубокой любовью к животным. Здесь всех животных обнимают и целуют, как детей. И каждый «ребенок» имеет своего родителя, которого он выбирает сам, и с этим никто не спорит, даже тренеры. Похвастаюсь, меня тоже выбрал дельфин Реванш.
Когда есть свободная минутка, я стараюсь обязательно с ним пообщаться. Хотя, если честно, самое большое восхищение у меня вызывает наша звезда во всех отношениях – дельфин-афалина Флора. Удивительно уравновешенное и умное животное.
Для того, чтобы заниматься с детьми, дельфины должны обладать определенными качествами – быть более спокойными и менее эмоциональными. В настоящее время специально для занятий дельфинотерапией проходят подготовку четыре молодых дельфина. Пока они осваивают новую профессию, Флора остается примой не только на сцене, но и в очень деликатном деле лечения детей.
В то время как мы общаемся с Галиной Борисовной, маленькая Катя с удовольствием плавает с Флорой и сама бесстрашно кормит ее рыбой.
У дельфина на лбу (если можно так сказать) находится специальный орган – сонар, и когда общение ребенка и дельфина происходит, что называется, лицом к лицу, то весь организм маленького пациента пронизывают невидимые и неощущаемые, но очень полезные ультразвуковые лучи, которые как раз и помогают убрать ненужное напряжение в мышечных тканях. Кроме того, большой положительный эффект приносят положительные эмоции от общения с животным, прикосновения к его коже, а также сами водные процедуры и специальные упражнения в воде.
- Надо правильно понимать - только одного нахождения в воде с животным мало, - объясняет Галина Борисовна. – Мы с директором «Акватории» Альбертом Куршутовым решили, что если заниматься дельфинотерпией, то надо делать все правильно и использовать комплексный подход. Сначала мы знакомимся с ребенком, его родителями, историей болезни. Знакомим семью с дельфинами, бассейном, сами наблюдаем за поведением ребенка. Затем на основании полученной информации разрабатываем индивидуальную программу занятий для ребенка и рекомендации для родителей. С первого дня мы налаживаем контакт между животным и маленьким пациентом, предлагаем ему опуститься в воду. Мама или папа тоже могут находиться в бассейне со своим малышом и дельфинами для того, чтобы ребенку было спокойнее. Кроме того, и с детьми, и с родителями работают психологи, обязателен курс массажа. Конечно, за 6 дней дельфинотерапии чуда не случится и ребенок не станет абсолютно здоровым, но положительные сдвиги обязательно произойдут. И если родители будут следовать нашим рекомендациям, то будет и результат.
В ситуации с Катей, поскольку девочка быстро утомлялась, было принято решение, что сначала с ней будет работать психолог, потом занятия в бассейне с дельфином, а потом уже лечебный массаж. Тактика была выбрана верно, и уже после первых занятий у ребенка наметилась положительная динамика в развитии: когда Катя первый раз приехала в «Акваторию», то едва делала несколько шагов по неровному бортику бассейна, даже при помощи мамы. После занятий с дельфинами девочка достаточно уверенно обходит по периметру весь бассейн, конечно, держась за руку взрослого.
У Кати заболевание средней тяжести, и как считает Галина Борисовна, если ее мама проявит настойчивость и готовность к упорному и длительному лечению, то девочка вырастет полноценным человеком, и только специалист сможет определить, что у нее когда-то был ДЦП.
Большое значение в эффективности лечения детей с нарушениями центральной нервной системы имеет настрой самих родителей - они должны быть готовы слушать специалистов и выполнять их рекомендации.
- Дельфинотерапия отрицает поток, который, к сожалению, мы видим сегодня в поликлиниках и стационарах, когда у двери пациенты стоят в очереди и у доктора есть лишь несколько минут для общения, - говорит Галина Борисовна. – В «Акватории» для нас важен в первую очередь результат - мы ставим перед собой задачу качественно развивать это направление деятельности.