В «КТ» обратились за помощью жители Симферополя, которые в течение недели не могли дозвониться в поликлиники и больницы города, чтобы вызвать на дом врача. Ни по одному из телефонных номеров регистратур никто не отвечал.
Больные – в панике, а «Скорая» – на пределе
Безвыходность ситуации подтвердила главврач третьего городского поликлинического отделения Елена Кошелева, уточнив, что связи нет уже восемь дней (с 08.07.11 по 15.07.11), и месяц назад было то же самое. Подобная ситуация и в других медучреждениях. Больные с высокой температурой, болями, изнуряющим кашлем, зашкаливающим артериальным давлением вынуждены самостоятельно добираться в поликлинику и выстаивать огромные очереди у кабинетов врачей вместо того, чтобы вызвать участкового на дом. Другие, не желая рисковать, сразу звонят в «Скорую помощь». В результате по телефону 103 не успевают принимать вызовы и объезжать больных. Врачи «Скорой» вынуждены буквально разрываться между тяжелобольными пациентами, например, в предынфарктном состоянии, и теми, кого просто нужно послушать или измерить давление, а это задача участкового терапевта. Управление охраны здоровья Симферопольского горисполкома и вовсе работает в режиме регистратуры. Сотрудники управления вынуждены вместо своей основной работы принимать вызовы больных и переадресовывать их на мобильные телефоны врачей. А причина происходящего в том, что управление задолжало ОАО «Укртелеком» месячную оплату за услуги связи.
Ольга Артемьева, заместитель начальника управления охраны здоровья Симферопольского горисполкома:
«Все, что требуется от управления: сбор заявок, регистрация в казначействе – все произведено. Даже поданы платежки для спецсчета, когда в казначействе нет возможности оплатить по основному счету. Но оплата так и не прошла. А «Укртелеком» пошел на принцип и не принимает у нас гарантийные письма. 11 июля мы послали им гарантийное письмо за подписью заместителя городского головы Ильи Глазкова. Но результата, как видите, нет».
Незащищенная статья
«Связь» по бюджетному кодексу относится к незащищенной статье расходов в медицине. Защищенными статьями считаются: зарплата, медикаменты, питание стационарных больных, коммунальные услуги. Только после оплаты этих расходов Казначейство оплачивает другие нужды. Пока бюджетные деньги на услуги связи не выделены. А руководство крымского филиала ОАО «Укртелеком» не желает входить в положение государства и понимать, что за отключением телефонов стоят человеческие жизни.
Константин Кутепов, помощник директора крымского филиала ОАО «Укртелеком»:
«Я так понимаю, что вы не сами позвонили, а по чьим-то просьбам. О сумме задолженности спросите у инициатора вашего звонка. Скажу не для протокола, сумма задолженности бюджетных организаций: министерств,
Совмина, СБУ, Минздрава перед «Укр-телекомом» исчисляется миллионами. Если вы хотите получить обстоятельную информацию, записывайтесь на прием. И когда директор посчитает нужным вас принять, вам об этом сообщат».
К сожалению, возможность принять корреспондента «КТ» у директора так и не появилась. В то же время в бухгалтерии управления охраны здоровья уточнили, что сумма задолженности организаций здравоохранения перед
«Укртелекомом» составляет порядка 8000 грн. Согласитесь, не такая уж и крупная сумма, но крымское руководство «Укртелекома» заняло жесткую позицию и наотрез отказалось подключить к связи жизненно необходимые объекты.
Достучались до небес
Корреспондент «КТ» пытался «достучаться» по этому вопросу в различные инстанции: в Минздрав автономии, в Антимонопольный комитет и даже к депутатам. Но поскольку дело происходило в пятницу, во второй половине дня, то дозвониться куда-либо было весьма проблематично. В частности, в приемной Министерства здравоохранения нам ответили, что министра нет на месте, а его заместители на совещаниях. А в территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины в Крыму и вовсе заявили, что заниматься подобными конфликтами не входит в их компетенцию, и порекомендовали обратиться в крымское отделение Государственной инспекции связи. Но даже в этой организации не смогли ничем помочь, объяснив, что их ведомство занимается незаконными действиями поставщиков связи по отношению к потребителям, а в данном случае все законно.
Вячеслав Новинский, замначальника крымского отделения Государственной инспекции связи:
«Если бы «Укртелеком» действовал вне закона, например, связь оборвалась, а ее не налаживают, тогда мы можем вмешаться. Но здесь все по закону: должников отключили от связи. Чисто по-человечески я сочувствую больным людям, но повлиять на эту ситуацию мы не можем. Это ипостась местных органов власти».
Не зная, куда еще обратиться за помощью, мы решили звонить члену президиума ВС Крыма Константину Мальчикову, возглавляющему постоянную комиссию ВС Крыма по региональному развитию, строительству и контролю за приватизацией. «КТ» неизвестно, какими методами действовал депутат, к кому он обращался, но вечером 15 июля телефоны в поликлиниках зазвонили.
Пока эта история закончилась благополучно. Впрочем, ведь нет статистики, по которой можно было бы определить, сколько людей недополучили своевременную помощь врача, а может быть, и скончались, так и не дождавшись доктора. Среди причин трагедий явно не будет фигурировать ОАО «Укртелеком». Но нет гарантии, что в следующий раз крымский филиал ОАО «Укртелеком» или другие компании, обеспечивающие связью полуостров, не догадаются отключить службы экстренной помощи: 101, 102, 103, 104…
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 140 от 22 июля 2011 год