Лето, улицы пополнились лотками с мороженым и сладкой водичкой, столами с китайским ширпотребом «все по 5 гривен» и другими сезонными точками. На многих таких точках работают дети...
А ведь это незаконно. Нет, конечно, есть случаи, когда ребенка оформляют по всем правилам, но это скорее исключение, чем правило. Мы сами были свидетелями того, как девочки, которым в лучшем случае лет 14, в подземке возле «Сельпо» раздавали флаера. Что стало причиной столь раннего приобщения к зарабатыванию денег, кто виноват, и как с этим бороться, разбирался «КТ».
Кто должен охотиться на мамонта?
Эксплуатация детей в разных сферах насчитывает века. Раньше человек считался взрослым лет с 12. Во время обряда инициации мальчику давали в руки копье — и вперед на промысел. Пока не добудешь своего первого мамонта — не возвращайся. В данной ситуации все понятно: это были вынужденные меры, так как в племени каждый должен вносить свой вклад — нахлебников там не терпели. Даже в Библии написано: «всякое дерево, не приносящее плода доброго — срубают и бросают в огонь».
Иная ситуация сложилась, например, в США в начале XVIII века, когда уже на механизированные производства отправляли девочек и мальчиков 10-12 лет от роду. Опять-таки, вынужденные меры: быстроразвивающейся капиталистической стране требовались работники и желательно «подешевше». В результате в очень скором времени дети, которые вынуждены были работать на производстве, становились умственно отсталыми. Они не могли ответить на вопрос, сколько им лет, откровенно «тупили», когда у них спрашивали собственное имя. Зато отлично знали, какая им полагается оплата: от трех - четырех пенсов в день до 12 шиллингов. Деградация была настолько явной, что в 1836 году был принят закон, согласно которому дети обязаны были три месяца в году проводить в школе. Никакого результата это не дало: после изнурительного рабочего дня дети отказывались идти в школы, несмотря даже на то, что специально для «трудящихся» были созданы вечерние школы. В 1842 году в закон внесли поправку, ограничивающую рабочий день ребенка десятью часами.
Деградация была не единственной проблемой: дети намного чаще, чем взрослые, получали травмы и заражались «профессиональными» болезнями. Многие болели бронхитом и туберкулезом, многие не доживали даже до совершеннолетия. Несмотря на то, что вскоре детский труд был признан незаконным — ничего не изменилось. На заводах все так же работали детишки, ведь эта ситуация устраивала и промышленников, которые получали дешевую рабочую силу, и бедняков, которые за счет детей закрывали дыры в своих карманах.
А вот главный враг капитализма — СССР детским трудом откровенно пренебрегал. Единственная трудовая повинность, если можно так выразиться, это сбор макулатуры и металлолома и перевод сопротивляющихся бабушек через дорогу. Еще так называемые «лагеря труда и отдыха», где пионерам приходилось совмещать приятное с полезным. В этих лагерях на сборах урожая можно было наедаться собираемого продукта просто до отвала. У большинства «трудяг» об этих лагерях остались только приятные воспоминания.
Растим новых потребителей?
Анализируя нынешнее положение дел, психологи отмечают, что, как ни странно, но заработанные деньги не приносят детям никакого удовольствия. Они лишь становятся очередными жертвами «купюрной религии». Конечно, многие родители считают, что ребенок должен с детства привыкать к труду. Но выгоняя ребенка на работу или просто помогая ему в трудоустройстве, вы подталкиваете дитя к тому, что он начинает любить не работу, а деньги.
Руслан Новиков, психолог:
«Когда ребенок начинает слишком рано работать, он перестает воспринимать какие-то общие ценности. В нем начинает зарождаться та самая любовь к деньгам, которая может навсегда отгородить его от близких людей — они станут лишь частью потребительской корзины. Уже давно доказано: когда человек стоит на той самой грани, между жизнью и смертью, у него перед глазами проносится не количество заработанных денег или купленные машины, а лица близких людей или тех, кто был когда-то близок».
Тем более стоит акцентировать внимание на том, что многие дети очень легко становятся жертвами рекламы, которая часто предлагает далеко не дешевые товары. В общем, под действием яркого рекламного ролика ребенок захотел «вон ту штуку». Захотел — и все. Злой папа говорит: иди работай, ребенок под давлением собственных желаний, естественно, с помощью родителей, работает и вскоре (ну, или не вскоре) становится счастливым обладателем все той же «вон той штуки». Конечно, кажется, что все нормально: ребенок получил то, что хотел, и при этом заработал сам. Все, с этого момента можете ставить точку на слове «детство». Больше нет ребенка, поскольку детство теперь уже не беззаботное, как раньше. Теперь каждая реклама стала двигателем желаний, и вскоре ребенок будет получать удовольствие не от обладания самим предметом своего вожделения, а от траты денег, если, конечно, не станет натуральным скупердяем.
Законом по беззаконию
По данным Министерства труда и социальной политики Украины и Госдепартамента по усыновлению и защите прав ребенка Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта (использованы прошлогодние названия департаментов и министерств) в ходе летней ежегодной проверки в прошлом году в АРК было зарегистрировано 86 работающих несовершеннолетних. Большинство в возрасте от 16 до 18 лет, минимальный возраст — 14 лет. Из них трое работали сверх установленной часовой нормы (нарушение статьи 51 Кодекса законов Украины о труде), двое были привлечены к ночным и сверхурочным работам (нарушение статьи 192 КЗУТ), 68 детей получили первое рабочее место без надлежащего уровня образования (нарушение статьи 197 КЗУТ). Можно еще долго перечислять статьи Трудового кодекса, которые нарушают работодатели, принимая на работу несовершеннолетних. Одиннадцать работодателей будут теперь объяснять в суде, почему они взяли на работу несовершеннолетних. Многие из них наняли по несколько детей. Теперь экономным руководителям предприятий придется хорошенько перетрясти свой кошелек и пересмотреть бюджет своих организаций.
Согласно статье 41 Административного кодекса Украины: «Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечет наложение штрафа на работника от двух до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан».
Чаще всего дети идут на «не пыльную» работку типа все той же раздачи флаеров, реализатором на сувениры или мороженое и официантами. Такую работу им могут предоставить только частные предприятия. В последнем случае сложнее, ведь работодатели стараются брать в официанты лиц, достигших хотя бы 16 лет и с наличием опыта. В первых же случаях никакого опыта не нужно.
Только одно объединяет все эти рабочие места — везде могут просто «кинуть», как это делалось уже не раз и не два. Различные недостачи и штрафы — отличные методы заставить ребенка работать абсолютно бесплатно. Банальный пример. Четырнадцатилетняя Аня работала на акциях. Первое время все в норме — зарплата вся и вовремя, а потом ее просто начали заваливать штрафами: то в носу поковырялась, то улыбается не так, то еще что-нибудь не так. В итоге, когда Аня уже увольнялась, вышло так, что она еще и осталась должна.
Виктория Карпий, главный специалист социальной защиты детства Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«В случае, если вы стали свидетелем того, что где-нибудь работает несовершеннолетний — обращайтесь непосредственно к нам. По вашему заявлению будет проведена проверка с подключением органов социальной защиты и внутренних дел. В основном работают дети из неблагополучных семей или «беженцы» из приютов и интернатов».
Наверное, стоит все-таки дарить ребенку детство, а не забирать его. У детей не такие уж и большие потребности: машинки все еще игрушечные, а кукла — это не девушка, сидящая на соседнем сидении.
Справка «КТ»
Отдел социальной защиты детства Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК:
(0652) 24-11-81.
Сергей СВЕТЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 139 от 15 июля 2011 год