Такая сумма, считает председатель ВС АРК Владимир Константинов, необходима для реорганизации системы крымского образования. Об этом он сообщил во время работы Постоянной депутатской комиссии по образованию, науке, делам молодежи и спорту. На повестке дня - 8 вопросов. Основной – укрепление материально-технической базы учебных заведений автономии. В заседании комиссии, которое провел ее председатель Валерий Косарев, участвовали вице-спикер крымского парламента Григорий Иоффе, первый заместитель министра образования и науки, молодежи и спорта АРК Владимир Каврайский, руководители управлений и отделов образования исполкомов городских советов и районных государственных администраций.О необходимости укрепления материально-технической базы отрасли в последнее время много говорят политики, педагоги и родители, обеспокоенные качеством образования. Конечно, сеять разумное, доброе, вечное и получать всходы можно и при отсутствии теплых и уютных помещений, компьютерных классов, современных технологий и многого другого. Но дать ученику или студенту необходимые на сегодняшний день знания, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, при подобном положении вещей нельзя. Система образования не должна финансироваться по остаточному принципу, убеждены депутаты. В ближайшие пять лет на «подпорки» для нее запланировано более 485 млн. грн. Для сравнения: в 2006-2010 годах выделили 317 млн. 563 тыс. грн. При этом наибольшее финансирование было в прошлом году – свыше 115 млн. грн., отметил председатель ПК Валерий Косарев.
По мнению Владимира Константинова, на реорганизацию системы образования необходимо 2-3 млрд. грн., а ежегодное финансирование отрасли из бюджетов всех уровней должно составлять не менее 200 млн. грн. Не нужно сбрасывать со счетов и помощь родителей, считает спикер.
- Это еще один источник софинансирования, который, безусловно, следует использовать, - отметил глава парламента автономии. – Если механизмы привлечения средств через попечительские советы не прописаны в законодательной базе, мы можем выступить инициаторами таких новшеств. Так делается в успешных развитых странах, где ни одна школа не функционирует без попечительского совета.
Еще один важный аспект. Если речь идет о совершенствовании материально-технической базы школ, нельзя не говорить об их оптимизации, констатировал В. Косарев. Он подчеркнул, что многие сельские учебные заведения заполнены на треть. Иногда ситуация доходит до абсурда:
– В одном районе три школы, в каждой – очень мало учеников. Но затраты на их содержание необходимо финансировать в полном объеме. В то же время в Симферополе, Алуште, Джанкое, Саках, Феодосии, Евпатории школы переполнены, занятия проводятся по субботам. Вот куда в первую очередь необходимо вкладывать деньги.
- Оптимизация средних учебных заведений – проблема насущная, решать ее надо, но не с помощью «топора», - отметил председатель ВС АРК. – Где-то придется закрыть школы, если в них нет смысла вкладывать деньги, учитывая демографическую ситуацию. А где-то – будем строить новые.
В ближайшем будущем в Крыму появятся и новые детские дошкольные учреждения, заверил В. Константинов. В 2011 году предусмотрено строительство пяти детских садов – в Евпатории, Феодосии, Керчи, Симферополе. Параллельно, подчеркнул спикер, необходимо возвращать помещения детских садов и использование их по прямому назначению.
Однако оптимизация не всегда приветствуется на местах. Противятся закрытию малокомплектных учебных заведений многие сельские головы. Оно и понятно. Школа для местных жителей до сих пор является центром духовной жизни. Ее ликвидация – медленная смерть для села. Есть еще один момент, волнующий часть депутатов. Крым пережил в свое время массовое закрытие детских садов – из-за того, что в них некому было ходить: в середине 90-х уменьшилось количество дошколят. Сейчас же ситуация изменилась: из 607 садиков работают 483, более 17 тысяч малышей – «в очереди». Парламентарии не исключают, что и закрытие малокомплектных школ в скором времени тоже «ударит» рикошетом. С другой стороны, Украина – далеко не богатая страна и не может позволить себе содержать школы, заполненные менее чес на 30 %. Несколько примеров: Джанкойский район, Новопавловская ОШ – количество учеников по проекту 320, фактическое – 15. Содержание одного ребенка обходится в год 21118 грн.! Красногвардейский район, Дубровская ОШ – рассчитана на 280 детей, а учатся в ней – 8. Содержание одного – 20808 гривен.
- Реалии таковы, что без реформирования невозможно привести отрасль в соответствие с современными требованиями, даже получая из госбюджета субвенции, которые необходимо расходовать на модернизацию системы, а не на «латание дыр» аварийных зданий, - считает заместитель председателя ПК Лариса Георгиади. – Но реформирование должно быть безболезненным. Родителей нужно убеждать, доказывать, что качественное образование их дети могут получить только там, где есть высококвалифицированные педагоги и соответствующая материально-техническая база. Мы предлагаем индивидуальный подход – определять судьбу каждой школы, учитывая демографическое состояние сел, и исходя из этого, планировать ее наполняемость на десять лет. Кроме того, здания учебных заведений можно использовать под детские сады, библиотеки, студии развития детей и культурные центры. И только в крайнем случае «консервировать» их (с материальной базой), обеспечив охрану.
Чтобы избежать ошибок, члены постоянной комиссии проводят большую аналитическую работу и на сегодняшний день, как уверяет В. Косарев, имеют полную картину состояния дошкольных, средних общеобразовательных и внешкольных учебных заведений Крыма.