Кто купил билетик в кассе, тот пешком пойдет по трассе
Насколько плодотворна стартовавшая на полуострове спецоперация «Автобус», и какие неудобства сотрудники ГАИ создают пассажирам, узнавал «КТ».
Ежегодная всеукраинская операция «Автобус», проводимая нашими доблестными сотрудниками ГАИ, превратилась вместо профилактического мероприятия в испытательное как для водителей, так и для пассажиров.
Лето – это та пора, которую крымчане с нетерпением ждут, а дождавшись, с грустью вспоминают, как быстро пробежали весенние деньки. Просто как мы ни любим лето, все же палящие солнечные лучи приносят массу неудобств, в особенности если приходится колесить по дорогам не на собственном транспорте с дующим в спину кондиционером (или, на худой конец, обдуваемый спекшимся от жары воздухом из форточки), а в общественном. Утрамбованные в автобус, слипшиеся от жары людские тела напоминают излюбленные в былые времена консервы – кильку в томатном соусе: так же плотненько уложены и так же невкусно выглядят. В желании набить в автомобильную «банку» побольше клиентов водители соревнуются на дорогах в различных спортивных «играх»: к примеру, «Кто первым успеет доехать до остановки, где толпится много пассажиров», «Остановись в неустановленном месте», или аттракцион, только уже для самих пассажиров: «Вход, выход и обилечивание на ходу с распахнутыми дверями». Пресечь такие недетские «игры» с помощью специальных операций пытаются сотрудники ГАИ, однако и им это не всегда удается. Например, с 31 мая по 30 июня в преддверии курортного сезона по всей территории Крыма началась широкомасштабная операция «Автобус». Инспекторы бросились на дороги, фактически под автобусы, и проверяют водителей такого пассажирского транспорта на алкоголь, наркотики, наличие водительского удостоверения, а также тщательно осматривают транспортное средство и полностью ревизуют предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками.
Журналист «КТ» решил проверить: насколько эффективна проводимая акция, то есть перестают ли нарушать водители правила перевозки пассажиров, пока сотрудники ГАИ зорко бдят за ними, и проехал в междугородном автобусе рейсом Симферополь – Саки и обратно.
Главное – знать, где правильно сесть
Водитель автобуса, идущего из Ялты через Симферопольский автовокзал на город Саки 11 июня в 14:10, немного поплакался перед просившимися в транспорт безбилетниками, что его только утром оштрафовали за «стоячих пассажиров», а после предложил им пройти в конец салона и там притаиться, дабы никто не понял, что они стоят.
Как рассказал нам сотрудник пресс-службы управления ГАИ ГУ МВД в Крыму Николай Астапов, на междугородных маршрутах не должно быть нависших над сидящими пассажирами стоящих безбилетников.
Николай Астапов, сотрудник пресс-службы управления ГАИ ГУ МВД в АРК:
«В междугородных автобусах стоящих пассажиров перевозить запрещено. Штраф за такое нарушение, согласно Административному кодексу Украины (ст. 121, прим.2), – от 170 до 255 гривен».
Но как мы видим, водителей не пугает альтернатива расстаться с такой суммой денег, в доказательство этому они украшают салоны автобусов различными слоганами типа: «Кто купил билетик в кассе, тот пешком пойдет по трассе!»
Некоторые водители, боясь быть оштрафованными, как нам удалось разузнать, не набирают пассажиров без места на самом вокзале, а предлагают тем прогуляться к остановке за мостом на улицу Ким в Симферополе, где их этот автобус и подберет.
Если вспомнить поездку журналиста «КТ» из Сак в Симферополь, то там место, облюбованное пассажирами без билетов и, соответственно, перевозчиками, находится сразу же за постом ГАИ(!) перед выездом из курортного города. Есть такое правило: если не хочешь, чтобы какую-то вещь нашли, положи ее на самое видное место. Вот и сотрудники ГАИ не могут увидеть того, что прямо на их глазах водители автобусов набирают в салоны стоящих пассажиров. На нашем «экспериментальном» рейсе 12 июня в 17:40 возле поста ГАИ водитель автобуса сверх предусмотренного законом «комплекта», выражаясь шоферским языком, «подобрал» трех пассажиров.
Ни в первой, ни во второй поездке наш автобус не был остановлен и проверен, и водителей, как говорится, пронесло.
Всех к стенке?
Но если на Евпаторийской трассе сотрудниками ГАИ, в принципе, «не пахло», то в столице Крыма любой взгляд в сторону натыкается на эти важные персоны в светло-голубой амуниции. Здесь автоинспекторов просто в избытке — вроде хорошо, но, оказалось, как не бывает худа без добра, так и не бывает добра без худа... Нашему журналисту «повезло» – он оказался в общественном транспортном средстве, остановленном инспектором. Водитель автобуса нарушил правила дорожного движения, совершив остановку в неположенном месте. Несмотря на то, что это происходило в утренние часы, было уже довольно жарко (это было 10 июня в маршрутке №98), и в заполненном спешащими на работу людьми салоне даже при открытых форточках и люках нечем было дышать. В итоге в рамках спецоперации «Автобус» изнывающие от духоты люди просидели в транспорте (двери автобуса были закрыты) около двадцати минут — все это время сотрудник ГАИ не спеша составлял протокол, видимо, не слишком заботясь о времени и состоянии пассажиров, ведь сквозь занавешенные окна было достаточно хорошо видно, что салон полон... Когда водитель вернулся за руль, ему, безусловно, досталось «на орехи» от возмущенного люда, и дальше он ехал значительно осторожнее. Однако надолго ли это?
Мы поинтересовались у автоинспекторов: должны ли из-за нерадивых «асов» на дорогах страдать пешеходы?
Николай Астапов, сотрудник пресс-службы управления ГАИ ГУ МВД в АРК:
«Здесь нет нарушений дисциплины работником ГАИ. А вообще мы стараемся делать это (составлять протоколы — Авт.) по мере возможности на конечной остановке. Но есть случаи, когда инспекторы составляют протоколы на месте, понятно, что это неудобство для пассажиров, но у нас есть правила безопасности — водитель не должен нарушать и рисковать здоровьем пассажиров».
В целом сотрудники ГАИ не видят особых причин для возмущений пассажиров действиями инспекторов и акцентировали внимание на том, чтобы люди сами реагировали на правонарушения водителей автобусов — проехали на красный свет, от шофера перегар — нужно срочно звонить в управление. Ведь статистика, к сожалению, показывает, что слишком часто у нас на дорогах нарушают, и одни лишь спецоперации, даже если привлечь весь спецназ, не смогут приструнить недисциплинированных водителей. Разве что радикальные меры? К примеру, Гитлер за один раз научил свою нацию дисциплине – платить за проезд в общественном транспорте (это было в 30-е годы прошлого столетия). Всех пассажиров вывели из трамвая, и у кого не оказалось билета — расстреляли.
Антон ПАВЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 135 от 17 июня 2011 года