Родители каждого ребенка хотят, чтобы их дитя училось в самой лучшей школе, желательно в гимназии, и непременно в самом сильном классе. Но чем это желание может обернуться для ребенка, как избежать детского стресса и сделать обучение в школе комфортным и качественным, разъясняли специалисты.
Еще несколько лет назад условия поступления беспокоили одиннадцатиклассников и их родителей. В наше время эта проблема стала моложе на 11 лет: сегодня о поступлении волнуются, начиная с детского сада, но о поступлении не в вузы, а… в школы.
К вступительному тестированию дошкольников уже все привыкли и принимают как должное. Но мало кто знает, что тестирование во многих случаях – незаконно и непедагогично.
Горе от ума
К поступлению в школу теперь готовят на специальных подготовительных занятиях по субботам в течение всего предучебного года, в так называемых «школах будущего первоклассника»: психологи работают с пятилетними детьми в русле психологической адаптации, а учителя начальных классов учат читать, писать, считать, рисовать и многому другому. С одной стороны, что ж плохого в раннем развитии? Но с другой стороны, часто все, чему дети учатся на подготовительных занятиях, в течение первого года повторно проходят в школе.
Лидия Подоприхина, учитель начальных классов с педагогическим стажем 32 года:
«Ребенок должен быть подготовлен к школе: знать буквы, цифры, должен быть эрудирован по возрасту. Но требовать от шестилеток чтение, решение пусть элементарных математических примеров – абсурд. Безусловно, с подготовленными детьми работать легче, но есть и другая сторона – дети, которые все умеют, очень часто теряют к учебе интерес – и это хуже всего».
Посещать подготовительные (а они стоят немалых денег) – дело не обязательное, можно учить ребенка и дома, и в детском саду, но на практике выясняется: если не ходил на них — будешь выглядеть слабым и неподготовленным на фоне подготовленных.
Тестирование шестилеток – дело опасное
Другое дело – вступительные тесты, которые применяются сегодня в некоторых школах Крыма. Кто имеет право проводить тестирование и насколько его применение правомерно и безболезненно для будущих школьников, нам ответили специалисты.
Валентина Бойко, начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«Для поступления в первый класс родитель ребенка должен написать заявление, принести медицинскую карту и копию свидетельства о рождении. Тестирование и конкурсный отбор по закону проводят только специализированные школы с углубленным изучением предметов, школы с углубленным изучением языков и предметов художественно-эстетического цикла».
Высокими требованиями школ возмущается буквально каждый родитель, и в то же время не перестает изыскивать у своего чада неординарные способности – не может же его ребенок выглядеть хуже! Мам и пап понять можно, но вот о психике ребенка мало кто задумывается всерьез. В итоге адаптация ребенка к первому классу существенно затягивается, потому что он чувствует, что пришел не туда, где ему радуются и его ждали, а туда, где чужие люди в непривычной обстановке начинают от него требовать ответов и решений.
Наталья Ткаченко, психолог:
«Ребенок шести лет не ориентирован на результат своей деятельности, а больше – на процесс обучения. Ему очень тяжело понять, что от него хотят. А в результате ему к поступлению в школу уже нужно иметь тот запас знаний и информации, которые часто дети получают после прохождения первого класса, – это, конечно, абсурдно».
Учеба детей – результат амбиций родителей
Тем не менее даже если родители и понимают, что требуют от своего дитяти лишнего, все равно ведут в школы, где эти требования все же неотъемлемы.
Татьяна Коваль, директор гимназии №9 г. Симферополя с углубленным изучением английского языка:
«Есть понятие: психологическая готовность к обучению в школе. Существуют правила приема, но только для специализированных учебных заведений, т. е. не для общеобразовательных школ. Готовность мы определяем согласно тестам, разработанным и утвержденным Академией педагогических наук Украины. У поступающего к нам ребенка должны быть хорошо развиты память, внимание, мышление, словарный запас, нормально развитый речевой аппарат, без дефектов речи».
Игорь Ковалев, директор гимназии №1 им. К. Ушинского г. Симферополя:
«По месту жительства должны принять любого. Психологи смотрят, готов ли ребенок к обучению, готов ли он усваивать материал, быстро ли он устает. А уметь читать, писать ему необязательно, здесь его научат. Тесты – развивающие: по ним смотрят, понимает ли ребенок, что он делает. Мы берем практически всех. С помощью тестов мы просто составляем карту ребенка».
У родителей поступающих в этом году первоклашек нашей редакции удалось выяснить, что тесты касались не только определения психоэмоционального состояния ребенка, но и его навыков и знаний. А чтобы сдать их успешно — опять-таки нужны дополнительные занятия.
Во сколько лет лишать ребенка детства?
В классы симферопольских школ планируется набирать по 28 – 30 человек. Но иногда эти нормы, установленные Министерством образования, не выдерживаются, и в классы попадает практически 40 детей.
Анна Б., мама первоклассницы Оли, ученицы гимназии №9:
«Школа старая, классы маленькие. В классе около 40 человек, и парты поставлены настолько близко друг к другу, что учительница не может пройти между рядами. Получается, что дети, которые сидят впереди, еще как-то попадают в поле ее внимания, а те, кто, как говорится, на галерке, вообще предоставлены сами себе».
Немаловажно и когда отдавать ребенка в школу. Оказывается, по закону об образовании в Украине предусмот-рен прием детей в школу не раньше шестилетнего возраста, но нигде не сказано, что в семь лет прийти в первый класс – нельзя. Поэтому вопрос, в каком возрасте начинать приобщать свое чадо к взрослой жизни, а другими словами, лишать ребенка беззаботного детства, вполне могут решать только родители.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "Крымский ТелеграфЪ" № 134 от 10 июня 2011 года