Рев моторов, визг тормозов, который слышен из-за поворота. Еще непонятно, экипаж какой страны пронесется мимо тебя с немыслимой быстротой. Рев приближается. Со скоростью звука мимо зрителей проносится очередной экипаж участников PRIME-Ялта-Ралли-2009. Еле успеваешь повернуть голову, как машина уже исчезает за очередным поворотомЕще в августе никто с уверенностью не мог сказать, а состоится ли PRIME-Ялта-Ралли-2009. Слишком много препятствий пришлось преодолеть организаторам и участникам пятого юбилейного тура Этапа кубка Европы, Кубка Президента Украины, Кубка городского головы Ялты по авто-ралли. Появление в середине августа в Ялте председателя оргкомитета PRIME-Ялта-Ралли Евгения Червоненко могло означать только одно — гонки все-таки состоятся. Предположения подтвердились в начале сентября, когда на дорогах города-курорта появились гоночные «ласточки».
— Этот этап не состоялся, если бы в стране не было патриотов, — отметил Евгений Червоненко на пресс-конференции в день официального открытия гонок 11 сентября. — В тяжелом и политически, и экономически для Украины году PRIME-Ялта-Ралли станет в один ряд с открытием «Донбасс Арены» и днепропетровского стадиона «Металлург». Мы собрались, посмотрели друг другу в глаза, пожали руки и сделали!
Уже на этой пресс-конференции, состоявшейся за два часа до официального открытия, стало ясно — ралли в Ялте пройдет с небывалым размахом. В пресс-центре было не протолкнуться. Такое скопление журналистов в Ялте можно было наблюдать разве что на открытии ледового шоу «Ялта ICE».
— Это мероприятие является осенней визитной карточкой Крыма, — подчеркнул Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко. — Такого уровня соревнования возможны только в стабильно развивающемся регионе. Это дает возможность продлить курортный сезон, а, кроме того, привлечь в автономию людей, которые увидят наши возможности в плане привлечения инвестиций.
За проведение гонок выступали не только организаторы PRIME-Ялта-Ралли и автолюбители, но и вся небесная канцелярия. Буквально в считанные минуты до старта концерта в честь открытия гонок ветер стих. И это в то время, когда морскую соседку Турцию погода не то что не жаловала, а, наоборот, заливала, била, топила.
А в это время на ялтинской Набережной собралось огромное количество людей и машин. Да, да, вы не ошиблись — именно машин. В PRIME-Ялта-Ралли-2009 приняли участие автогонщики из 16 стран. Составы всех 60 экипажей были представлены во время торжественного открытия на Набережной ведущими шоу — очаровательной Юлией Литвиненко и мужественным Геннадием Папенко. Кстати, юбилейное PRIME-Ялта-Ралли доказало то, что гонки — это не только спорт для настоящих сильных, выносливых, бесстрашных мужчин, гонки — это еще и спорт для настоящих, сильных, бесстрашных женщин. Представительница прекрасного пола за рулем — это женская интуиция, которая подскажет то, чего не ведают мужчины. Поэтому в гонках приняли участие два женских экипажа — из Алупки и Киева.
Присутствующих удивил экипаж №33 из Болгарии — муж и жена, причем с весьма странным распределением обязанностей: она — пилот, он — штурман. Да, понятно, кто в этом доме хозяин! В московском экипаже с коварным номером 13 штурман — прекрасная Полина. Когда девушка вышла из машины, чтобы поприветствовать ялтинцев и гостей курорта, ведущих осенила мысль: «Полину взяли участвовать в гонках, чтобы гонщики смотрели на нее, а не на дорогу».
Оставим шутки для профессионалов из Comedy Club, потому что уже 12 сентября на пресс-конференции по итогам первого гоночного дня стало известно, что половина участников сошла с дистанции по техническим причинам. Автоспорт — дело не шуточное. Слава богу, этот день обошелся без серьезных травм и повреждений. Но, например, болгарский экипаж, те самые супруги, сделали немыслимый пируэт в воздухе и благополучно приземлились на крышу своего автомобиля. Неравнодушные болельщики тут же бросились на помощь и в считанные секунды перевернули авто с головы на ноги. Болгары продолжили гонку!
— Парадокс в том, что люди выдерживают, а техника — нет, — поделился впечатлениями победитель первого гоночного дня Александр Салюк. — Трасса сложная не потому, что много коварных поворотов, а потому, что на всех участках разное асфальтное покрытие. Только ты обуздал свое авто, стрелка спидометра достигла нужной отметки, как через десять секунд машина вновь стала неуправляемой!
После первого дня заездов PRIME-Ялта-Ралли-2009 первое место занимал экипаж Салюк-Афтаназив (Украина), второе — Шаповалов-Несвит (Украина) и третье Темпистини-Пульпеа (Румыния-Италия). Честно говоря, увидеть в тройке лидеров интернациональный дуэт было приятной неожиданностью. Ведь даже ялтинские экипажи неидеально прошли родную трассу.
— Гонка беспрецедентная, — отметил на пресс-конференции председатель оргкомитета PRIME-Ялта-Ралли-20 09 Евгений Червоненко. — Трасса сложная. В этом году добавили два спецучастка на спуске с Ай-Петри в Ялту. Это необходимо было сделать, для того, чтобы в следующем году в Ялте стало возможным проведения этапа Кубка мира.
После двух гоночных дней и 12 спецучастков экипаж Салюк-Афтаназив показал лучшее общее время, опередив ближайших соперников на 1,5 минуты. Дуэт Шаповалов-Несвит стал вторым, а третье место занял экипаж Кузьменко-Халфон (Украина-Турция).
В этом году экипажи PRIME-Ялта-Ралли боролись сразу за несколько призов. Кубок городского головы Ялты Сергея Брайко получил экипаж Юрия Протасова, Кубок городского головы Киева — Георги Ариванидзе. Александр Салюк и Адриан Афтаназив получили сразу три кубка — Кубок Президента Украины, Кубок Арсения Яценюка и Кубок PRIME.
На три дня, с 11 по 13 сентября, Набережная Ялты превратилась в один общий праздник. Оргкомитет, VIP-гости, участники гонок, журналисты, жители и гости курорта веселились, пели, танцевали, общались, фотографировались в то время, как на сцене выступали звезды шоу-биза. Но вот последние выстрелы фейерверка озарили ялтинское небо. Искры вспыхнули и погасли. PRIME-Ялта-Ралли-2009 отгремело. Будем надеяться на то, что в следующем году именно в Ялте пройдет этап Кубка мира по ралли.