Выбирая логотип Крыму, курорту выбирают карму
Еще в марте правительство автономии заявило о том, что Крым наконец обзаведется своим собственным логотипом.
Свой «фирменный знак» должен добавить полуострову привлекательности и узнаваемости на просторах мирового рынка курортного бизнеса. Министерство курортов и туризма автономии призвало всех желающих побороться в конкурсе логотипов с призом в 150 тыс. грн. Хотя давний пример с гимном АРК заставляет воспринимать «бюджетные» состязания с большим скепсисом. В свое время среди многих других на гимн Крыма были выбраны стихи супруги бывшего министра культуры. В результате уже лет пять как гимн курорта исполняется (от греха подальше) без текстового сопровождения…Итак, на прошлой неделе из 307-ми «шедевров» дизайнерского и псевдо-дизайнерского мастерства были отобраны три логотипа-соискателя. Их авторы: брендинговая студия 3N, киевское креативное агентство «Мед» и компания iBrand Design Consulting. На счету студии 3N разработка в основном упаковок для различных марок семечек, водки, мыла и даже тренажера для кошек. «Мед» разрабатывал портфолио крымского международного туристического форума, который прошел в Керчи. Третья загадочная фирма никаких информационных следов о себе в интернете не оставила.
Все работы, кстати, можно увидеть на сайте Минкурортов и даже выразить свои соображения.
Мы, однако, решили не полагаться на «любительское» мнение. Психолог, мастер-практик НЛП Александр Приходько, который не впервые сотрудничает с «КТ», продиагностировал варианты будущего крымского логотипа с психологической точки зрения.
Ясно, что любой логотип по сути – это код, который может привести к успеху или затормозить развитие. На Западе в создание логотипов вкладываются сотни тысяч долларов. Ведь любая неправильно нарисованная загогулина может сыграть злую шутку с бизнесом, потому что действует на подсознание клиентов. Существует даже вид психоанализа, который диагностирует возможные погрешности фирменного знака — это графический психоанализ. Сами понимаете, что отдавать решение такой стратегической задачи, как создание логотипа главного курорта страны, непрофессионалам просто грех.
Александр Приходько, психолог:
«Крым — это не магазин, Крым – это одна из жемчужин мира и здесь нужно создать очень хорошую репутацию, потому что потенциал у курорта большой. И логотип должен все это выражать».
Логотип № 1 – грешен, батюшка
На нем большими черными буквами красуется слово «Сrimea» и призыв «No worry, No hurry!» По-русски значит: не переживай, не спеши! Психолог объясняет, что у китайцев черный цвет – это символ радости. Но мы – не китайцы. У нас черный – цвет греха, смерти, ночи, пустоты и всего печального. Ясно, что столь навязчивый черный цвет в логотипе курорта, мягко говоря, неудачен, даже если мы будем настаивать на развитии секс-туризма как бюджето-образующей отрасли. Напрягает и призыв: «No worry, Nо hurry!»
Потому что, в отличие от сознания, наше подсознание частицу «не» воспринимать отказывается. Таким образом, происходит конфликт, и откуда ни возьмись – внутреннее напряжение. То есть по сути на траурном фоне здесь написано «торопись, волнуйся», хотя внешне вроде как дается совет, мол, ребята, отдыхая в Крыму, старайтесь не беспокоиться. Намекают, видимо, что нервов не хватит.
Александр Приходько:
«В этой черной надписи комплекс, что ли, какая-то внутренняя неудовлетворенность есть, хотя на первый взгляд логотип самый интересный с дизайнерской точки зрения. Когда человек пытается от чего-то убежать, он использует частичку «не». То есть подразумевает, что здесь есть из-за чего волноваться и спешить».
Неплохой символ здесь – стилизованная под контур Крыма спиральная ракушка – символ плодородия. Спираль вообще древний характерный символ — означает бесконечное развитие и стремление к мудрости и гармонии. Здесь же справа затесалось крошечное солнышко. Солнце, с точки зрения психологии, очень серьезный символ – без него ни человек, ни растение не выживет. В Ведах солнце — символ жизненной силы и успеха. У ацтеков — символ золота. Правда, солнца здесь минимум, жизненной энергии мало, а претензии (в образе ракушки) заоблачные. В общем, налицо несовпадение желаний и возможностей.
Логотип № 2 – коротко о главном
Первый плюс — то, что «Крым» написано красным цветом — это символ ведь не только войны, но победы и мужества. Синяя надпись под ним – гармонизирует энергию этого красного цвета. Синий – цвет воды. В результате энергия «красного» теряет свою агрессивность. Она здесь уже как бы не для агрессии, а для развития. На то же развитие намекает спиральное солнышко. Спираль, как помним, означает стремление к мудрости и непрерывное развитие. Еще один плюс — есть все цвета радуги, даже зеленый, которого нет в других логотипах, – символ роста и молодости. Много синего цвета – символизирует воду. С одной стороны, вода все питает, с другой, очищает… в том числе от иллюзий. Вспомните христианский ритуал Крещения.
Александр Приходько:
«Этот логотип мне кажется наиболее гармоничным. Здесь есть абсолютно все, что нужно, и при этом ничего нет лишнего. Хотя вроде как, на первый взгляд, он простенький и незамысловатый. Но не обязательно он должен быть сложным, чтобы выражать главное…»
Логотип № 3 – скучно до оскомины
Первое впечатление, прямо скажем, – не аховое. Главное слово «Крым» того же тяжелого шрифта, каким клеймят свои вагоны и вафельные полотенца железнодорожники «Укрзализницы».
Однако, по мнению психолога, у этого консервативного дизайнерского решения свои плюсы. Логотип среди всех самый основательный и «хозяйственный». Много голубого цвета – цвета стабильности. В наличии и большое восходящее солнце — символ развития и энергии. Художник явно не поскаредничал. Тут же ракушка, больше похожая на полную чашу, она говорит об изобилии. В центре – жемчужина – символ чистоты и души. Кстати, жемчуг – один из самых элитных аристократичных и главенствующих украшений, который говорит, что здесь присутствуют чистота, душа, благородство, а значит сам логотип вызывает ощущение доверия.
Александр Приходько:
«В логотипе много стабильности, хозяйственности. Здесь больше материального, чем духовного (как во втором логотипе). Грубо говоря: еда, вода и все, что нужно — полная чаша. Здесь чисто украинское настроение – «все в хату». Логотип консервативен, развития здесь не наблюдается. И восходящее солнце здесь символизирует развитие как накопительство, то есть не качество, а количество. Нет, это не значит застаивание и загнивание, это просто накапливание. Если бы такой логотип был у Крыма, то у нас бы все было, мы бы жили хорошо, но скучно. Немцы так могли бы жить, но мы так не можем – не по нутру».
P.S. Вердикт от психолога: в первом логотипе веет комплексами, в третьем скукой до оскомины. Наиболее гармоничен и благоприятен с психологической точки зрения именно второй логотип – логотип компании-инкогнито iBrand Design Consulting. Если же рассматривать будущий фирменный знак с точки зрения потенциальных инвесторов, которых курорт зазывает к себе не первый год, то: первый выглядит ненадежно и зыбко, с ощущением, что за яркими цветами явно есть какая-то проблемка.
Александр Приходько:
«Он с подтекстом, мол, вы не обращайте внимания, что у нас все так плохо, зато зазывалка у нас хорошая. Третий логотип просто цитадель стабильности и надежности. А вот второй — передает рвение, потенциал, активность, молодость. В нем единственном есть зеленый цвет — символ молодости и роста. Для курорта это самый гармоничный, на мой взгляд, логотип. Я говорю это не как дизайнер, а именно как психолог…»
Для читателя сразу хотим уточнить, что «КТ» не пытался лоббировать сей статьей ничьих интересов. Главный победитель конкурса из трех основных претендентов выбирался как раз в момент, когда свежий номер «КТ» печатался в типографии. А посему наш эксклюзивный психологический расклад так и не успел попасть в руки конкурсной комиссии. О том, кто же все-таки победил в этом конкурсе, мы объявим уже в следующем номере.
Мила ШИПШИНОВИЧ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 132 от 27 мая 2011 г.