Новости Крыма

Социум → Потребитель

10.11.2014, 14:00 Просмотров: 853
Социум → Потребитель
Чтобы не замёрзнуть, крымчанам придётся стать лесорубами
Запрет на вырубку леса и продажу дров в лесхозах привёл к полной неразберихе в реализации древесины населению. Несмотря на окончание моратория, лесники, похоже, всё ещё не получили чётких инструкций по заготовке лесопродукции и предлагают людям самим ехать в лес на собственном транспорте. Поэтому те, у кого нет в доме газа, столкнулись с серьёзной проблемой и не знают, как пережить эту зиму. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» решил разобраться в этой ситуации.
Отвезти лесорубов, нанять грузчиков и заказать машину
В автономной системе отопления есть свои плюсы: пока в квартирах проверяют батареи в ожидании подачи горячей воды от теплоцентрали, в доме в любой момент можно включить газовый котёл, а если отключили свет — затопить печку. В прошлом году с доставкой древесины и угля проблем не было: позвонил по телефону и заказал машину дров. Полный кузов ГАЗа или ЗИЛа, куда входит пять-шесть складометров древесины, обходился примерно в две тысячи гривен. Двух машин хватало на всю зиму для отопления большого дома в 100–150 квадратных метров.
В этом году стоимость дров увеличилась незначительно, и один складометр стал стоить у частников 1300–1400 рублей. Но как только в сентябре ввели мораторий, цены подняли в 1,5 раза. Да и отказывались продавать меньше 10 складометров. Позвонив по объявлению, корреспондент «КТ» разузнал, почём сейчас дрова для населения. Оказалось, цены на твёрдые породы (дуб, орех, бук, ясень) выросли до двух тысяч рублей, да и то, мол, придётся ждать не меньше двух-трёх недель. А ведь на улице уже морозы, а тех семей, у кого нет газа и стоят твердотопливные котлы, десятки тысяч по всему полуострову.
Позвонив в ближайшее лесоохотничье хозяйство, мы выяснили, что заказать дрова просто по телефону теперь невозможно. Нужно ехать записываться...
«Один кубометр дров у нас стоит 653 рубля, — сообщили в Пионерском лесничестве. — Но это самовывозом».
Оказалось, что самовывозом — это когда приезжаешь, заказываешь дрова, тебе дают лесорубов, везёшь их в лес, они заготавливают древесину, которую потом ещё нужно самостоятельно вывезти. При этом свой транспорт лесники не дают — необходимо найти грузовик, желательно военный ГАЗ-66, который в состоянии добраться до участка, нанять грузчиков и забрать эти самые дрова из леса. Вот тут возникает ещё одна проблема: древесину предоставляют в виде метровых брёвен, и как ты их распилишь, никого не волнует, — хоть покупай бензопилу, хоть снова нанимай рабочих...
Пять тысяч рублей в месяц на отопление
Найти ГАЗ-66 нам так и не удалось. Все лесовозы в Крыму — это ГАЗ-53 или ЗИЛ, которые не приспособлены для езды по горно-лесной местности. Лишь в одном из лесничеств нам удалось договориться о том, чтобы наши метровые брёвна вывезли из леса и сложили рядом с дорогой. Только цена за «транспортные услуги» составила ровно столько, сколько стоят дрова.
И кубометр уже обошёлся в 1300 рублей. Оставалось найти грузчиков и водителя с машиной, который заберёт в лесничестве брёвна и подвезёт к дому.
Если раньше вдоль трасс на подъездах к городу стояли грузовики, гружённые дровами разных пород дерева, теперь их днём с огнём не сыщешь — все боятся стражей порядка, которые в последнее время вылавливают лесорубов, незаконно вывозящих древесину из крымских лесов. Поэтому у каждого при себе должна иметься квитанция из лесничества. Лесники в свою очередь боятся превысить свои полномочия и отпускают лесопродукции ровно столько, сколько необходимо для нужд населения. Таким образом, в некоторых лесничествах собираются огромные очереди. И при этом стоимость древесины при таком самообслуживании всё равно высокая: например, шесть складометров дров (4,2 кубометра) стоят в лесничестве примерно 5,5 тысячи рублей. Плюс гонорар грузчикам, оплата услуг водителя, стоимость которых зависит от расстояния. Из Симферопольского района доставить дрова в один из спальных районов города обойдётся в две-три тысячи рублей. Таким образом, общая сумма составит почти 10 тысяч рублей. Этим стали пользоваться спекулянты, которые предлагают привезти машину дров за 12–15 тысяч. Естественно, большинство людей, которые не могут тратить столько времени и сил на организацию работы «лесопильни» и стоять в очереди, соглашаются и на такую сумму.
В итоге, если посчитать, отопительный сезон обойдётся в 30 тысяч, в месяц это пять тысяч рублей. А ведь те, кто использует твердотопливные котлы, — в основном малоимущие семьи, у которых нет возможности провести газ. А уголь, как известно, на полуострове сейчас в дефиците из-за войны в Донбассе. Вот и получается, что дрова стали не средством согревания, а предметом роскоши!
Частники против мародёрства
Сами лесники на вопрос о том, когда наладится нормальная работа лесничеств, лишь пожимают плечами.
«Говорят, что будут создавать новые лесничества, а что будет с нами, никто не знает», — говорит Андрей Петрович, лесник одного из хозяйств.
Частники, занимавшиеся реализацией дров, не против перемен, но только полезных и понятных всем.
«Я слышал, что продажу дров собираются монополизировать и передать эти функции только лесничествам, — рассказывает водитель грузовика Делявер. — Хотя лесничества и так были хозяевами этого процесса: мы покупали дрова у них и реализовывали населению. Поэтому непонятно, что собираются менять. Если ужесточить контроль за мародёрами, то это я поддерживаю. Лес надо беречь и воспроизводить, иначе у нас не будет работы».
Кстати, статья за незаконную рубку лесных насаждений и даже кустарников занесена в Уголовный кодекс РФ, в ней предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей.
Компетентно
Василий Чебанов, председатель Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Крыма:
«В условиях дефицита угля количество закупаемой древесины резко увеличилось. А у нас все леса по классификации являются защитными. Мы ведём санитарные рубки, а санитарная — это выборочная рубка больных деревьев, упавших и прочих. Мы объёмы не увеличиваем, поэтому создаётся искусственный дефицит. С лесхозами ведётся работа, и те дрова, которые остаются в лесу, будут вывезены и реализованы. Нас беспокоит то, что перекупщики, пользуясь дефицитом, начинают накручивать цены, а мы не даём это делать. Если реальная цена машины дров (шесть складометров) — 6,5 тысячи, то некоторые умудряются продавать ее за девять тысяч. Получается конфликт интересов. Работники лесной отрасли жили в своё время по такой схеме, когда выгоднее не возить и не пилить, а продать на корню, получить деньги и не участвовать в процессе. Эта ситуация начинает выравниваться в Бахчисарае. Я сказал, что работы должны осуществлять работники леса, а не частные предприниматели. Последние не видят дерево, они видят пиломатериал. Я добьюсь того, чтобы весь технологический цикл осуществлялся лесхозами. Система была поломана и переросла в определённую схему. И необходимо время, чтобы всё это наладить. Этот сезон мы уже доработаем в таком режиме, а на следующий год всё должно быть принципиально по-другому». Алексей ПРАВДИН
Фото А. Правдин
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 304 от 7 ноября 2014 года
Еще статьи:
Не наломать бы дров...В лесу установят скрытые камерыОтдых в Крыму: цена вопросаКрымскую землю покупают северянеКрымские лесники должны рубить леса только в крайнем случае и сосредоточить ...
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 192021
22232425262728
293031