Жителей домов в Курортном, оказавшихся в границах заповедника, лишили прав на жилье
Судя по инвентарным номерам на домах, люди, проживающие в них, определенно стоят на учете. На учете администрации Карадагского природного заповедника. Это — его сотрудники и их семьи. Если ты числишься в штате, у тебя есть право здесь проживать, но после увольнения занимаемое жилье требуют освободить. А все потому, что их дома, в которых они прописаны, попросту включили в границы заповедника...
Через суды сносят дома
В далеком 1914 году, то есть ровно 100 лет назад, у подножия застывшего вулкана Кара-Даг была создана научная станция им. Т.И.Вяземского, которая в 1963 году стала Карадагским отделением института биологии южных морей Академии наук УССР. Так образовался поселок Биостанция, который впоследствии был переименован в Курортное. Для научного состава построили порядка 15 ведомственных домов - в них людей прописал Щебетовский поссовет, в ведение которого входит этот поселок. А в 1979 году, дабы сохранить уникальную природу и фауну Кара-Дага, было решено создать на этом месте заповедник. И в его границы каким-то образом попала и часть поселка вместе с домами и людьми, в них проживающими. И когда в 2006-м администрация заповедника решила узаконить свои границы, то часть поселка с тремя улицами, магазином и даже котельной попала в охранную зону. В итоге 47 семей (порядка 100 человек из 300 жителей поселка Курортное) стали «крепостными» Кара-Дага, оказавшись вне закона и вмиг лишившись своих конституционных прав. Ни приватизировать полученное жилье, ни даже пользоваться им по сути они теперь не могут, поскольку живут в заповеднике, словно какие-нибудь животные или птицы.
Александр Дидуленко, председатель общественной организации «Клуб Кара-Даг»:
«Наша уважаемая Морозова (директор заповедника — прим. авт.) при переоформлении земельных участков сделала так, что часть поселка курортное оказалась в границах заповедника. Они так сделали, чтобы мы оказались американскими индейцами в резервации. И сказали — вам положено выселиться. И теперь у нас происходят самые натуральные репрессии».
Через суды администрация заповедника добилась сноса нескольких пристроек, обвинив людей в незаконной коммерческой деятельности — дескать, сдают жилье отдыхающим. На что жители парируют: жить-то не за что, вот и приходится как-то зарабатывать.
Вячеслав Лукьянчук, кандидат химических наук:
«С целью захвата квартиры, где с 1970 года проживали мои родители, получавшие ордера в Щебетовском поссовете, был подан иск КаПриЗ против меня и моего сына на выселение без предоставления жилья. Я уже обращался в прокуратуру и объяснил, что это специально спланированный захват моего жилья, так как на работу меня не взяли даже егерем за 5 лет».
Что нельзя научному сотруднику, можно олигарху?
Александр Дидуленко 25 лет жизни отдал заповеднику, в последнее время работал в отделе морских животных. Однажды узнал, что его уволили, без объяснения причины. И тут же прислали коменданта сообщить, что отныне он проживает в своей квартире незаконно и должен ее освободить.
Александр Дидуленко:
«Делаются судебные решения, через керченскую природоохранную прокуратуру, и приходят к нам исполнители, ломают дома, пристройки, выбрасывают людей на улицу. Хотя у каждого из нас есть ордер, который нам выдавал щебетовский поссовет».
Александр сдаваться не стал: несколько лет судился с администрацией, и даже дошел до Верховного Суда Украины. Фемида оказалась на его стороне.
Александр Дидуленко:
«Есть постановление Верховного Суда Украины, который признал незаконность моего увольнения и постановил восстановить меня в должности. Но директор заявила мне, что ей решение суда не указ».
Люди в отчаянии стали обращаться во все инстанции. В прошлом году, наконец, почувствовали защиту: феодосийский мэр Александр Бартенев пообещал разобраться в ситуации и помочь. Буквально через несколько дней его убили. Связано ли это было с конфликтом в заповеднике, неизвестно, но жители Биостанции считают, что во многом конфликт связан с желанием руководства построить на месте их домов фешенебельную гостиницу. Руководство заповедника, естественно, это отрицает. Однако, как говорится, нет дыма без огня. Мы уже писали о том, что в Национальной кадастровой системе появились приватизированные участки по три и четыре гектара аккурат на территории Карадагского заповедника (№ 239 от 12 июля 2013 года - «Земля в иллюминаторе»). Но кто стал обладателем земли в заповедной зоне, кадастровая карта, к сожалению, не афиширует...
Крепостное право заповедника
Как только Госсовет Крыма передал Карадагский заповедник вместе с остальными в ведение Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству, директор Карадагского природного заповедника Алла Морозова заявила в прессе, что считает это рейдерством. Кстати, Карадагский заповедник относится к ведению Академии наук Украины, поскольку занимается научной деятельностью. Но она вряд ли согласуется с коммерческой, ведь доступ в уникальный заповедник, где якобы хотели сохранить в первозданном виде природу и популяции диких животных и птиц, не закрытый, а просто платный: взрослый билет стоит 220 рублей, детский — 100. Дополнительно берут за экскурсию — по 600 рублей. В 2013 году по данным администрации заповедника, его посетило 16 тысяч туристов. Кроме того, заповедник получает еще и процент от предпринимателей, катающих курортников на катерах по водам, которые входят в границы Кара-Дага — по одному из самых популярных экскурсионных маршрутов — к Золотым воротам...
А может, нежелание подчиняться Рескому было связано с запретом взимать плату за посещение заповедников? Впрочем, по мнению председателя Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству Ивана Магды, «переводить заповедники в другое подчинение на время переходного периода нецелесообразно, поскольку это только усложнит жизнь и создаст дополнительные проблемы с перерегистрацией юридических лиц». А вот кому потом передадут «КаПриЗ», и кто будет заниматься проблемами людей, оказавшихся заложниками заповедника, станет ясно уже в следующем году.
Артем Мельниченко, депутат Коктебельского поселкового совета:
«Я не вижу никаких оснований для того, чтобы препятствовать в оформлении земельных участков. В любом случае это в руках руководства. Они могут своим письменным согласием вывести эти земли за пределы Карадагского заповедника. Потому что ничего ценного на данной территории не находится. Поселок не против их принять, но щебетовского поссовета де юре уже не существует, поэтому после выборов этим должен заняться феодосийский горсовет. В соответствие с российским законодательством можно будет эту землю отдать под жилую застройку, и тогда можно будет выделять земельные участки. Тем более что у них у всех есть прописка в паспортах. Они были бы и не против альтернативы, но им жилье другое не предоставляется. Более того — через суды и исполнительную службу руководство заповедника требует принудительно их выселять. Я был шокирован. Там 24 человека - доктора наук этой биостанции. Но они все запуганы. Там крепостное право: если не делаешь, как говорит руководитель, у тебя начинаются проблемы».
У жители биостанции, отделенных шлагбаумом от внешнего мира, теперь появилась надежда, что российские власти, в отличие от украинских, смогут решить их проблему и спасти от выселения на улицу. Алексей ПРАВДИН
Еще статьи:
Вне законаБеспредел в заповеднике«Ошибка» на миллиардВ ожидании лесоповалаВ Раздольном рейдеры «развязывают» руки