Крымские археологи просят не спешить со строительством Керченского моста
Восточный Крым готовятся превратить в единый восточно-крымский историко-культурный заповедник. Это предложение по спасению несметных боспорских сокровищ мегаактуально в преддверии масштабных федеральных проектов, главный из которых — строительство Керченского моста.
Такой... клад — и без охраны
Проект создания восточно-крымского заповедника принципиально нового типа, который инициировал Керченский историко-культурный заповедник, внесён в парламент республики и будет разрабатываться в авральном режиме.
Как известно, юрисдикция Керченского историко-культурного заповедника — только городская территория. Но Керченский полуостров абсолютно весь усеян сотнями античных поселений, погребений, городищ и прочих археологических жемчужин, к которым весь мир испытывает неизбывную зависть. На Украине основные из них были объектами национального значения, а сегодня вполне могут стать уже федерального значения.
Специалисты говорят, что в мире просто нет такого количества памятников на единицу площади, как в Восточном Крыму. Научные археологические экспедиции не прекращают здесь своих изысканий. Например, результатом раскопок на древнем Артезианском городище, которое видно из окон местного сельсовета, только за год стали более 30 золотых артефактов. По сути, весь Керченский полуостров и, в частности, Ленинский район остаются одним большим кладом без какой-либо охраны — это всё европейский Боспор. Спасти его от мародёров, а главное — сделать из него туристическую и археологическую Мекку можно, превратив его в единый музей под открытым небом. Большим вопросом для проекта остаётся согласие представителей власти населённых пунктов, на территории которых находятся памятники. Например, никак не оценят всей экономической перспективы в результате реализации этого проекта депутаты Ленинского райсовета.
Вячеслав Зарубин, зампредседателя Госкомитета по охране культурного наследия РК:
«Этим памятникам мы должны найти хозяев, если Ленинскому району они по большому счёту неинтересны. По поводу Ленинской госадминистрации... за всю свою работу в комитете больше двадцати лет я не получал ни одного сигнала ни от одного сельского совета о грабежах. Объект Артезиан... виден из Чистопольского сельского совета в окно! Ни один сельский голова, ни один депутат не сообщил об этих грабежах, которые у них под носом происходят, и не только там».
Сезон мародёрства закрыт?
Возникает вопрос: неужели им выгодна та ситуация, которая тянулась все 23 года украинской биографии Крыма. Всё это время мародёры, которые называют себя чёрными археологами, беспрепятственно снабжали зарубежных коллекционеров боспорскими сокровищами. Как помним, и большая часть представителей так называемой украинской элиты были и остаются коллекционерами. Не удивительно, что копали сокровища все кто может: и экскаваторами, и с помощью металлоискателей... Мародёрство здесь достигло беспрецедентных масштабов. Вспомним скандальную битву чёрных и белых археологов на том же античном городище Артезиан.
Николай Винокуров, завкафедрой Московского государственного педагогического университета:
«Сейчас создались целые кланы мародёрские, которые на этом только и живут. И они сращены с некоторыми структурами... Эти связи нужно рвать. Мародёров нужно наконец сажать и прекратить уничтожать то, чем мы владеем. Мы копаем максимум три месяца, грабители копают всё остальное время — безнаказанно. Металлоискатели до сих пор широко продаются, а не лицензируются. По России в течение двух-трёх лет было продано несколько миллионов металлоискателей. Как вы думаете, зачем?»
С переходом на российское законодательство у Крыма, правда, появилась надежда остановить эту вакханалию и закрыть сезон мародёрства. По Уголовному кодексу РФ, только за нахождение с металлоискателем в ареале археологических памятников мародёрам грозит срок до семи лет.
К тому же археологи предлагают сегодня новые формы защиты национального достояния. Поскольку по российскому законодательству заповедники не осуществляют охрану культурного наследия, предлагают воспользоваться, например, израильским опытом, где существует туристическая полиция, можно назвать её археологической. Она вооружена, имеет полномочия проводить следственные действия, работает в рамках деятельности органов внутренних дел, но укомплектована также историками-экспертами.
Другой апробированный вариант, который предлагают специалисты, — это вооружённая егерская объездная служба. Такая успешно существовала до революции.
Назад хода нет
Несмотря на затянувшийся сезон мародёрства, керченская земля целиком остаётся настоящим кладом для археологов. И угроза её существованию сегодня не только чёрные археологи. Недавно список местных археологических достопримечательностей мог сократить Интертелеком, который взялся проводить волоконно-оптическую связь, можно сказать, вслепую, аккурат через археологические памятники. К счастью, Керченский историко-культурный заповедник сумел остановить эти работы. Компания скорректировала маршрут и продолжила работы по тем безопасным для памятников направлениям, которые указали археологи. В результате были спасены от разрушения два античных поселения к северу от Керчи — Парфий и Парфений.
В связи с этим специалисты заговорили о необходимости создания постоянно действующей восточно-крымской археологической экспедиции. Она должна сопровождать масштабные проекты, которые в ближайшее время начнут реализовываться в Крыму по федеральной целевой программе.
На сегодня предложенно четыре варианта строительства Керченского моста, и, как оказалось, каждый из маршрутов проходит через уникальные памятники археологии. Такое роковое совпадение не удивительно, считают историки, древние стратегические объекты и направления остаются стратегическими и теперь. Для решения этого щепетильного вопроса в экспертный совет был включён эксперт-археолог от Керченского историко-культурного заповедника кандидат наук Юрий Белик. Результат не заставил себя ждать — специалисты уже предложили варианты расположения будущего моста, которые будут безопасны для археологических объектов.
Татьяна Умрихина, директор КРУ «Керченский историко-культурный заповедник»:
«Пришли последние документы, свидетельствующие о том, что всё-таки выбран вариант строительства через Тузлу и крепость Керчь. Они ушли от того варианта перехода, который планировался просто через Павловскую батарею. То есть через исторический объект. Пойдут севернее. Но мы понимаем, что надо сделать южнее».
Этот судьбоносный вопрос ещё будет согласовываться. Аналогичной доработки с экспертами-археологами требуют остальные сопутствующие проекты строительства дорог и объектов инфраструктуры в этом районе. И, как было заявлено на заседании постоянной комиссии Госсовета РК по культуре, если сейчас нестыковки ещё можно исправить, то, когда федеральная целевая программа будет принята, это станет практически невозможным. Мила ШИПШИНОВИЧ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 284 от 20 июня 2014 года
Еще статьи:
Заповедный переделБитва за СолхатСклепы-туалетыАрхеологи нашли керченских десантниковВ чьих руках крымское золото?