Это самый большой и самый бедный район Крыма. С древней историей и уникальным лечебным потенциалом, с побережьем вдоль двух морей и микроскопическим курортным сервисом, с природ-ным заповедником и недостроенной атомной электростанцией. В чём отличается Ленинский район от большинства других и в какой сфере может стать привлекательным для инвестиций, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
В целом
Откровенно говоря, демографическая обстановка на Керченском полуострове давно перестала быть благоприятной. Жаркое степное солнце не греет душу большинству трудоспособного населения, которое максимально ориентировано на миграцию в любом направлении, подальше от тотальной безработицы и пьянства. К слову, только официальный уровень безработицы за последний год вырос в районе более чем на десять процентов.
Ветхая система здравоохранения, второе место среди всех районов Крыма по уровню преступности, крайне низкие показатели уровня жизни и прочие прелести глубоко депрессивного региона тоже вносят свою лепту в общую картину демографической ситуации, которая последние десять лет не перестаёт показывать отрицательную динамику.
В сфере жизненно важных коммуникаций наиболее острой всегда была и остаётся проблема водоснабжения. Не только потому, что тут заканчивается Северо-Крымский канал, но и в связи с тотальным износом водопроводных сетей, постоянные аварии на которых часто приводят к незапланированным отключениям. Среди других традиционных проблем — газификация региона. Трубы с голубым топливом дотянулись далеко не до всех даже крупных сёл района.
К положительным аспектам, безусловно, стоит отнести наличие железной дороги, которая проложена через весь регион, что облегчает решение транспортных вопросов на широких степных просторах Ленинского района, поскольку дорожное покрытие автотрасс оставляет желать лучшего.
Помимо железной дороги, найти другие привлекательные для потенциальных инвесторов стороны в экономике Ленинского района не так-то просто. Даже обширная инвестплощадка возле города Щёлкино, наименованная индустриальным парком, с подведёнными к участку коммуникациями под развёртывание промышленного производства, едва ли вызовет серьёзный интерес при таком обширном наборе негативных факторов.
Сельское хозяйство
Развитие перерабатывающего производства сельхозпродукции, по мнению начальника управления экономики Ленинской РГА Леонида Гаврюшина, является одним из приоритетных направлений с точки зрения поиска потенциальных инвесторов. По его словам, в регионе нет ни одного колбасного цеха и ни одного молокозавода, в то время как мясо-молочная продукция имеется
«в достаточном количестве». Ближайшие перерабатывающие предприятия находятся в Керчи, и закупочные цены там настолько низкие, что рентабельность партнёрства с ними для жителей региона остаётся сегодня под вопросом.
Может быть, в этой связи прошлый год район закончил с заметным сокращением количества крупного рогатого скота и ещё более заметным уменьшением поголовья свиней. Однако, несмотря на негативный баланс, в Ленинском районе сегодня «проживает» каждая десятая крымская корова, и тот факт, что при этом тут не появилось ни одной линии по переработке и фасовке молокопродукции, — это не просто нонсенс, но и повод всерьёз заняться разработкой и продвижением инвестиционного предложения.
Тем более что рассчитывать на бурное развитие производства зерновых
или каких-то инновационных культур в засушливом, низкоурожайном регионе, который может
остаться в любой момент без полива, не спешат даже полные оптимизма чиновники, не говоря уже о руководителях агрохозяйств, крайне рачительно расходующих свои средства для внутренних инвестиций. А вот под какие проекты искать внешнего инвестора — вообще неизвестно. Пока что, как сказали корреспонденту газеты «Крымский ТелеграфЪ» в Ленинской РГА, ни концептуальных проектов, ни тем более готовых бизнес-планов в этой сфере не разрабатывалось.
Промышленность и транспорт
Если не принимать во внимание полуразрушенные объекты, связанные с незавершённым строительством Крымской АЭС, промышленный потенциал сводится к коньячному заводу в Багерово и добывающим вышкам Черноморнефтегаза. Остальное индустриальное наследие советского периода не просто пришло в упадок, а полностью разгромлено искателями металла, которых в Ленинском районе — как ни в одном другом регионе полуострова.
О судьбе и сомнительных перспективах Щёлкинского индустриального парка еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» подробно рассказывал в статье «Мегаватты невезения» (№ 211 от 14 декабря 2012 года). Территорию бывшей «атомки» предлагают инвесторам под развитие объектов альтернативной энергетики, однако никаких вложений так до сих пор и не последовало. Единственный более-менее реальный проект строительства парогазовой электростанции застрял на стадии согласования технической документации ещё два года назад, и с тех пор о желании вкладывать деньги в проекты Щёлкинского индустриального парка никто не заявлял.
Что касается транспортной отрасли, то в этом вопросе Ленинский район показывает стабильную динамику, увеличив за прошлый год грузооборот на одиннадцать процентов, а пассажирооборот — на четверть. В новых экономических реалиях регион становится первым по транзиту большинства грузов, что способствует созданию логистических центров и развитию придорожной инфраструктуры.
Курортно-рекреационная сфера
Ленинский район называют районом двух морей, поскольку он имеет значительную по протяжённости береговую полосу вдоль Чёрного и Азовского морей. Однако, несмотря на это, в курортном рейтинге Министерства экономического развития и торговли Крыма по итогам прошлого года регион занял «почётное» седьмое место из тринадцати. При этом в районе зафиксировано увеличение числа отдохнувших и в то же время отмечено десятипроцентное снижение налоговых поступлений из сферы курортно-рекреационных услуг.
Одним из основных сдерживающих факторов по привлечению инвестиций в эту отрасль, по мнению Леонида Гаврюшина, является неопределённость земельных вопросов.
В этой связи в местной администрации пока никаких инвестпредложений не разрабатывают, ожидая прояснения правовых нюансов.
Впрочем, дело не только в оформлении земельных отношений — черноморское побережье Ленинского района практически полностью дикое... не считая полигона на мысе Опук. Нет ни транспортного сообщения, ни коммунальной инфраструктуры, ни даже покрытия мобильной связи. На Азовском море ситуация, конечно, оптимистичнее, но серьёзным ограничением является отсутствие очистных сооружений, мощностей которых хватало бы для подключения крупных объектов.
А ещё в Ленинском районе практически полностью отсутствует работа по использованию бальнеологического потенциала региона — здесь расположено несколько озёр с лечебной грязью, которая по своим целебным свойствам мало отличается от известной сакской грязи. Однако знают об этом совсем не многие, а уж о системном развитии бальнеологической рекреации и вовсе речь пока не идёт.
Новый этап в жизни Крыма связан с большими надеждами на поступление значительных инвестиций в экономику полуострова. Рубрика «Крым глазами инвестора» не претендует на комплексный анализ инвестиционного климата, однако ставит перед собой задачу обозначить основной перечень положительных и отрицательных факторов каждого региона, которые могут существенно влиять на решения потенциальных инвесторов Юрий АНДОЧКИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 284 от 20 июня 2014 года
Еще статьи:
Красноперекопский район в рекламе не нуждается?Белогорский район: хуже не придумаешьКрасногвардейский район: ищи инвестора в полеДжанкойский район: «закрытые» ворота КрымаКировский район: зарытые инвестиции