Украинцев с Юго-Востока готовы приютить на год
Чуть ли не каждый день в Крым прибывают беженцы из погрузившегося в кровавый хаос Юго-Востока Украины. Кто, где и как их размещает и на что могут рассчитывать люди в своём незавидном положении, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Временный беженец
Несмотря на то что в Симферополе ещё несколько недель назад заговорили о прибывающих на полуостров гражданах Украины, бегущих от разрывающихся снарядов на улицах родных городов, буквально до последнего времени крымские официальные органы занимались беженцами бессистемно. Однако в начале этой недели заработали сразу две комиссии по вопросам беженцев — при Совете министров Крыма (её возглавил вице-премьер республики Сергей Донич) и при Госсовете (во главе с Ириной Клюевой). При этом правительство Крыма уже расселило 416 беженцев (по состоянию на 4 июня), а силами волонтёров размещено около тысячи.
Ингмар Левчик, помощник вице-премьера Крыма Сергея Донича:
«Расселение зависит от того, кто прибывает. Когда к нам приехала группа детей из Луганска, мы размещали их в лагере для несовершеннолетних. А если приезжает мама с ребёнком, то это совсем другой вопрос. Для социального сопровождения будем привлекать благотворительные фонды».
Проблемы же с трудоустройством беженцам придётся решать самостоятельно.
По словам Сергея Донича, выход из этой ситуации — получение временного статуса беженца. В отличие от официального, оформление которого может затянуться на много месяцев, такой статус можно получить по упрощённой процедуре буквально через несколько дней сроком на один год, в течение которого права гражданина Украины приравниваются к общероссийским. То есть беженец может официально устраиваться на работу, получать медицинское обслуживание, оформлять детей в школу и т. д. Однако для получения временного статуса беженца он должен отказаться от украинского паспорта, но тоже на время. В случае возвращения беженца на родину документ ему вернут, поэтому прибывающим из Украины гражданам не стоит бояться этой процедуры.
На волонтёрах мир держится
Активно включились в работу по расселению и социальному сопровождению прибывающих представители общественных организаций и активисты.
Жительница Симферополя Лиля Диденко изначально занималась сбором медикаментов, которые отправляли на Юго-Восток Украины. Вслед за этим к ней стали обращаться жители Донецкой и Луганской областей с просьбой помочь с переездом. По её словам, проблему с расселением людей и организацией транспорта удаётся решать через интернет.
Правда, принимающая сторона не всегда бывает сознательной. Например, на прошлой неделе некий фермер из Белогорска изначально принял у себя шесть семей, пообещав, что жильё предоставляется на всё лето, но уже через день... выдворил их! Понятно, что для людей, которые находятся в стрессовом состоянии да ещё прибыли с маленькими детьми, переезжать с места на место — не лучшая перспектива, но в такой ситуации рассчитывать на какие-либо гарантии со стороны поселяющих не приходится.
К слову, не только простые крымчане готовы размещать беженцев. Активисты готовы поселить около 150 человек в гостинице при Топловском женском монастыре. Однако матушки не гарантируют прибывающим долгосрочное размещение, так что, по всей видимости, монастырь пока держится в резерве, а людей стараются сразу селить надолго.
Без статуса и работы
Надо понимать, что проблема беженцев — это не только вопрос размещения. Это скорее один из легко решаемых моментов. Между тем приезжающие в Крым остаются без средств к существованию. Поэтому людей нужно либо трудоустроить, либо обеспечивать продуктами и всем необходимым для проживания.
Трудоустройство. Одним из первых беженцев стал Игорь Ткаченко, приехавший в Крым из Одессы, где он непосредственно пострадал во время столкновений 2 мая. Мужчину с семьёй временно разместили в евпаторийском санатории «Орлёнок», после чего они переехали в Береговое. По словам депутата Госсовета Крыма Нины Пермяковой, которая курировала их размещение, там семью поселили в общежитии, но вскоре Ткаченко вернулись в Евпаторию — работы в Береговом для Игоря не нашлось, а долго прожить семье из шестерых человек без денег, конечно, невозможно.
Сейчас волонтёры, занимающиеся размещением приезжих, стараются параллельно решать и вопросы их трудоустройства. Приезжает, например, мать с ребёнком из Донецкой области, ей готовы предложить работу в Севастополе, но там нет места для размещения. Зато в Нижнегорском районе местные жители могут предоставить несколько дачных домиков для беженцев да и во времянках готовы размещать на лето. Нижнегорский район в этом плане вообще можно назвать образцово-показательным. Местные активисты говорят, что готовы разместить здесь тысячу человек.
Екатерина Круглик, предприниматель из посёлка Нижнегорского:
«Если люди получат статус беженца, они смогут встать на учёт в центре занятости. Но и без этого мы готовы находить для них работу».
Документы. Действительно, определение статуса и получение документов — один из самых сложных вопросов. Возникают проблемы и с украинской пропиской, и с медицинским обслуживанием, а ведь многие приезжают на полуостров с маленькими детьми. Например, Ирине Дорофеевой из Макеевки в отделении ФМС в Малореченском сообщили, что 90 дней она может жить в Крыму без проблем и оформлять документы ей пока нет необходимости. Между тем у Ирины трое детей, один из которых ещё грудной, так что без соответствующих документов ей придётся туго.
Сама Ирина говорит, что приехала в Крым на неопределённый период.
Ирина Дорофеева, беженка из Макеевки Донецкой области:
«Уехала, потому что ситуация у нас стала слишком накалённой, надо было детей вывезти. Как только всё успокоится, вернусь домой».
При этом люди отдают себе отчёт, что после лета, возможно, возвращаться будет уже и некуда.
Екатерина Кульбашная, беженка из Славянска Донецкой области:
«Мы не планируем оставаться в Крыму жить, но звоним домой и знаем, что там происходит. А если через несколько месяцев в городе уже ничего не останется, что нам тогда делать?»
Вместе с Кульбашной из Славянска приехали ещё четыре женщины и пять детей, и все мамы готовы идти работать, но для них встаёт вопрос: куда в таком случае определять детей? Ведь родственников тут у них нет.
Продукты. По словам приехавших сюда женщин, волонтёры обещают обеспечить их гуманитарной помощью.
В Симферополе на прошлой неделе уже начат сбор продуктов.
К сожалению, по состоянию на 3 июня в Крыму так и не создана горячая линия для беженцев, а это значит, что приезжающим с Юго-Востока будет достаточно сложно сориентироваться в чужом для себя регионе и определить алгоритм действий. Правда, в комиссии по делам беженцев обещают, что горячая линия будет создана в самое ближайшее время.
Люди с запросами
По словам активистов, не всем и не всегда хочется помогать. Порой из Донецка звонят люди, которые сразу начинают выяснять, каким образом они смогут получить российское гражданство. И тогда становится понятно, что люди бегут не ввиду безнадёжности положения, а просто, пользуясь ситуацией, в поисках лучшей жизни.
Другие уже при расселении в Крыму начинают выдвигать завышенные требования — мол, не хочу жить в Нижнегорском районе, поселите меня на ЮБК. И очень не хочется, чтобы такие отдельные случаи отбили у крымчан желание помогать действительно нуждающимся.
Официально
Сергей Донич, вице-премьер Крыма, глава комиссии по оказанию помощи беженцам при Совете министров РК:
«Только за одну неделю по оздоровительным лагерям, общежитиям Крыма расселено почти пятьсот беженцев. На 99 процентов это дети и женщины. При этом на прибывающих мужчин будет обращено пристальное внимание со стороны силовых структур, чтобы под видом беженцев к нам не попали граждане, несущие угрозу. Мы договариваемся с руководством лагерей, чтобы там женщин трудоустраивали в зависимости от профессии. Получив временный статус беженца, люди смогут обращаться в центр занятости». Евгения КОРОЛЁВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 283 от 6 июня 2014 года
Еще статьи:
Народный Вердикт. Беженцы в Крыму: миссия выполнима?Добро пожаловать, или Беженцам вход воспрещенБежать нельзя остатьсяРаскадровкаПро беженцев и похищение, которых не было и нет