Объем прямых инвестиций на душу населения в Красногвардейском районе составляет 69 $/год, в то время как среднекрымский показатель — 786 долларов
Главный поставщик мяса и один из основных источников остальной сельхозпродукции — по числу крупнейших агрохолдингов, названия которых на слуху даже у рядовых крымчан, Красногвардейский район, пожалуй, можно считать лидером на полуострове. Помогает ли это держать экономику региона на плаву и каким образом влияет на инвестиционную привлекательность, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
В целом
Официальная статистика уверяет любопытствующих, что в Красногвардейском регионе демографическая ситуация является стабильной и даже наблюдается некий прирост населения. Однако всемерно доверять этому утверждению, пожалуй, не стоит. На деле многие жители района сильно склонны к трудовой миграции как в расположенный относительно недалеко Симферополь, так и в более удалённые регионы.
Но всё это если и смущает потенциальных инвесторов, то отнюдь не в первую очередь — имеется фактор посущественней демографических показателей. Поскольку Красногвардейский район — это, по сути, перепаханная и ухоженная, но всё-таки степь, первым и определяющим вопросом становится момент водоснабжения. Насколько всё плохо было с водой раньше, настолько же неопределённо и в настоящем. Только когда у местных чиновников появятся чёткие гарантии в решении этой проблемы, у инвесторов появится какой-то интерес к данному региону.
Не внушают оптимизма и остальные сети коммунальных коммуникаций. Так, например, в сфере газификации район хотя и считается не самым отсталым, но до Октябрьского, второго по численности населённого пункта района, голубое топливо от магистрали дошло только в позапрошлом году. Оставляет желать лучшего и плотность местных автодорог, не говоря уже об их качестве.
Ко всему перечисленному стоит добавить один из самых низких показателей по введению нового жилья, сокращение числа больничных коек на душу населения, низкая наполняемость районного бюджета и первое место по числу преступлений, содеянных при участии несовершеннолетних. В общем, не самый комфортный для жизни регион полуострова.
Для тех предпринимателей, которых не смущают экстремальные условия инвестиционного климата, есть и позитивные моменты. Во-первых, через район проходят две крупные автомагистрали и железная дорога. К тому же уровень средней зарплаты в регионе чуть ниже общекрымских показателей, а процент безработных позволяет исключить дефицит трудовых ресурсов.
Сельское хозяйство
В Красногвардейском районе сельское хозяйство не просто ведущая сфера, а, по сути, единственный профиль экономики, вокруг которого формируется вся остальная инфраструктура. Причём одной из основных особенностей является наличие целого ряда агрогигантов, занимающих десятки тысяч гектаров земли и освоивших все основные виды сельхозпроизводства.
Эта специфика оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность территории, потому что крупные хозяйства ориентируются на замкнутый цикл: своя сельхозтехника и её ремонт, свои питомники и свои же сети орошения, свои элеваторы и свои фасовочные линии. И, разумеется, свой рынок сбыта, на котором «потеснить» их может разве что такой же агрогигант. Красногвардейский район один из немногих, где аграрии имеют даже своё лобби в крымском парламенте, что, в общем-то, и неудивительно — по некоторым показателям на регион приходится до четверти всего продовольственного производства Крыма.
Что власти в этом случае могут предложить инвестору? Разве что заходить в чисто поле, когда по соседству работает монополист по выращиванию, переработке и сбыту сельхозпродукции, который уже стянул весь кадровый потенциал на пятьдесят километров в округе, который оброс сопутствующей инфраструктурой и широко внедряет инновационные технологии, который диктует ценовую политику не только на продукцию, но и на удобрения, ГСМ, запчасти.
По всей видимости, в районной администрации и сами понимают, что высокий уровень конкуренции в этой сфере инвестора возбуждает не особо — из весьма обширного количества инвестплощадок, описанных местными чиновниками, большинство находится «по углам», там, где нет агрохолдингов. А вместе с ними нет и трудовых ресурсов, коммуникаций и целесообразности рассматривать такие участки в качестве потенциальных проектов для капиталовложений.
Кроме того, за последние несколько лет по всем показателям, связанным с агропромышленным комплексом, в Красногвардейском районе наблюдается заметный спад, связанный с неурожаями, бесчинствами трейдеров, снижающих закупочную цену ниже себестоимости товара, высокими процентными ставками по банковским кредитам, а также с невнятной государственной поддержкой, которая вылилась в непогашенные задолженности за несколько лет.
В общем, ждать появления крупных внешних инвестиций в сельское хозяйство Красногвардейского района пока явно не стоит — даже беглый анализ ключевых показателей даёт отрицательный результат с точки зрения инвестиционной привлекательности.
Промышленность и транспорт
В этих секторах экономики ситуация для капиталовложений выглядит куда более оптимистично, что подтверждается четвёртым местом района по количеству реализуемых крупных инвестпроектов. К негативным факторам, правда, стоит отнести крайне низкий уровень квалификации рабочей силы, однако для некоторых видов производства это некритично. Например, для добывающей промышленности, под которую в регионе даже имеется база. Согласно данным Красногвардейской РГА, в районе пять разведанных месторождений пильного известняка, больше известного в народе как ракушечник.
Кстати, активная разработка месторождений автоматом отразится и на росте транспортных грузоперевозок, которые только за последний год в регионе просели почти на десять процентов. Улучшение ситуации в этом направлении даст стимул и малому бизнесу, ориентированному на придорожное обслуживание.
Ещё одним перспективным направлением может быть альтернативная энергетика, свободные площадки под которую как раз таки можно получать по неиспользуемым «углам» района, если местные чиновники предпримут в этом направлении хоть какие-то рекламные и мотивационные усилия.
Также не стоит забывать и о логистическом направлении, у которого в новых реалиях появляется весьма интересный потенциал. По итогам прошлого года объём экспорта в районе обвалился почти на девяносто процентов, и тот, кто найдёт новые рынки экспортного сбыта на имеющуюся продукцию, а главное — сумеет наладить ее оптовую транспортировку, имеет все шансы получить рентабельный бизнес.
Курортно-рекреационная сфера
Данное направление в регионе абсолютно не развито, и особых предпосылок для каких-то иллюзий по поводу такого развития в ближайшее время не наблюдается. В регионе нет особых климатических условий под создание объектов рекреации, а также отсутствуют знаковые достопримечательности. Кроме того, развитие зеленого и событийного туризма затрудняется значительной удалённостью района от крупных населённых пунктов и слабой транспортной инфраструктурой.
Доля Красногвардейского района в общем объёме привлечённых иностранных инвестиций за прошлый год составила всего 0,4% (6,3 миллиона из 1,54 миллиарда)
Новый этап в жизни Крыма связан с большими надеждами на поступление значительных инвестиций в экономику полуострова. Рубрика «Крым глазами инвестора» не претендует на комплексный анализ инвестиционного климата, однако ставит перед собой задачу обозначить основной перечень положительных и отрицательных факторов каждого региона, которые могут существенно влиять на решения потенциальных инвесторов Юрий АНДОЧКИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 282 от 31 мая 2014 года
Еще статьи:
Кировский район: зарытые инвестицииБелогорский район: хуже не придумаешьДжанкойский район: «закрытые» ворота КрымаБахчисарайский район: возможностей много, инвесторов малоФранцузский бизнес в Кировском