История имеет свойство повторяться. 17 февраля 1944 года завершилась Корсунь-Шевченковская операция, в ходе которой в окрестностях одноимённого украинского города советские войска разгромили местную группировку сил вермахта. Кто бы мог подумать, что спустя аккурат 70 лет в тех же самых местах вновь разгуляется неофашизм.20 февраля этого года, когда снайперы устроили на майдане кровавую бойню, опасающиеся за свою жизнь крымчане, участники «антимайдана», спешно вскочили в автобусы и выдвинулись из Киева на родную землю. По дороге домой у города Корсунь-Шевченковский на Черкасщине около трёхсот человек попали в засаду, устроенную вооружёнными украинскими националистами. То, что произойдёт здесь, позже назовут «Корсуньской трагедией»
.
Ищут пострадавших
В нескончаемом вихре новостей далеко не все крымчане слышали о своих земляках, попавших тогда в беду. События того дня разворачивались стремительно. Перегородив дорогу тяжёлой техникой, на колонну из семи автобусов с крымчанами напали сторонники «майдана». Транспорт расстреляли из ружей, некоторые автобусы сожгли, над пассажирами стали откровенно издеваться, некоторым пришлось бежать и прятаться в лесу. В ходе происшествия около тридцати крымчан пропали без вести, по предварительной информации, семеро были убиты. Чтобы о столкновениях в Черкасской области узнало как можно больше людей и пострадавшим была оказана правовая и материальная помощь, в Крыму при председателе Государственного Совета республики был создан Международный общественный комитет по защите прав людей, пострадавших от «майдана». Движение объединило депутатов, адвокатов, журналистов, общественников. На днях в здании крымского парламента прошло очередное заседание этого правозащитного комитета.
- Наша задача - собрать видео- и аудиозаписи, свидетельские показания о фактах насилия над участниками «антимайдана», упорядочить полученную информацию и направить её в ЕС, ООН и Международный суд по правам человека, - заявил возглавляющий этот комитет член президиума ГС РК Валерий Косарев. - Кто-то пришёл на майдан с чистым сердцем, другие - заработать деньги, но из-за противостояния люди погибли. Сегодня нелегитимные власти Украины, общественные организации, центральные СМИ не вспоминают, что среди жертв были крымчане. Не показывают видео с издевательствами над противниками «майдана», игнорируют факты нарушения законов. То, что царило во времена, когда фашизм пришёл к власти в Германии, применялось и на Украине.
Активисты хотят установить личности погибших и разыскать людей, не вернувшихся домой. Сложность поисков заключается в том, что списки, по которым людей везли в Киев, на обратном пути большей частью пропали или сгорели в подожжённых автобусах. В настоящий момент инициативной группе правозащитников удалось установить имена и фамилии более 90 пострадавших жителей полуострова, каждый пятый из них согласился рассказать о пережитом. Однако, как признаются члены комитета, многие пострадавшие не готовы говорить о происшедшем, так как были запуганы и до сих пор боятся мести радикалов. Те же, кто находит в себе силы «разобрать» трагедию, помнят своих мучителей и все обстоятельства так, будто это было вчера.
Нацистские методы пыток
- Утром 20 февраля мы выехали из Мариинского парка, выбираясь из города окольными путями, так как на окраинах повсюду были блокпосты. Первый раз попали в переделку возле Белой Церкви. Там наши машины забросали камнями, в одном автобусе разбили стёкла. Вдоль обочин стояли вооружённые люди, у многих в руках были бутылки с «коктейлем Молотова». Не рискуя двигаться дальше, наша колонна развернулась обратно. Доехали до Корсуня-Шевченковского, где нарвались на засаду. Там были более вооружённые граждане, чем под Белой Церковью, - рассказывает один их пострадавших Андрей Булышкин. - Из огнестрельного оружия палили по окнам автобусов, стёкла разлетались вдребезги. В это время другие радикалы, поджидавшие нас на блокпосту, заливали транспорт вместе с пассажирами бензином, кидали внутрь бутылки с зажигательной смесью. Мы все были пропитаны горючим. Мокрые, вонючие выходили по одному на дорогу. Каждого из нас прогоняли сквозь строй вооружённых людей. Нас избивали палками, дубинками. Нашему атаману битой попали в правый висок, крепкий мужчина, он сразу не упал. Тогда его специально сбили с ног, отшвырнули в ров. За ним вышел я - получил удар в бок, после чего оказался в той же яме, но не лежал, а стоял на коленях. Командиру дали битой по зубам. Людей, лежащих во рву, пинали, несмотря на то, что у каждого, кто туда попал, уже была травма. Били постоянно, не жалея сил, то палкой по голове, то дубинкой по спине. Мне сломали челюсть, четыре ребра, выбили два зуба. У парня, который лежал рядом со мной, сняли берцы и носки, вынудив его босым ходить по битому стеклу в автобусе. Когда к избиению мы уже привыкли, просили только одно - не убивать нас. В итоге нас отпустили, мы отъехали несколько километров. Через время к нам подъехал кто-то из местных руководителей, возможно, глава поссовета. Он привёз нам печенье, воду, несколько пачек сигарет и велел оставаться в автобусе, ждать, в лес не бежать, ибо там каждого поодиночке найдут и зарежут.
Он нам сообщил: «Здесь вас не ждали, а в городе ждут, без моей помощи не справитесь». Под его контролем ехали через Корсунь-Шевченковский, а местные жители продолжали кричать нам вслед: «Ганьба!», «Москаляку на гиляку!», «Слава Украине!» - то же самое, что мы слышали на блокпосте во время избиений. Автобусы продолжали забрасывать камнями, но уже никто не пострадал. Такое продолжалось до самого Крыма.
Жительница Симферополя Оксана Медиева после происшествия попала в больницу с компрессионным переломом трёх позвонков, её выписали только на днях.
- Некоторых ребят, чья одежда была пропитана горючим, поджигали. У них сильные ожоги. Также захватчики брали плоскогубцы, снимали у заложников ногти, - говорит девушка.
- Самым страшным было сгореть живьём в автобусе, - поддерживает 22-летний Сергей Палкин из Джанкоя.
Гнетущие ощущения довелось испытать и Екатерине Солодиловой. В той суматохе она чудом не потеряла младшего брата, но, к счастью, оба благополучно вернулись домой.
- Морально там тоже было очень тяжело. Они говорили нам: «Вы - кацапы!», «Ждите - мы приедем!». Мне приставляли пистолет к голове, говорили: «Хочешь жить - плачь». В общем, что хотели, то и творили, - описывает издевательства Екатерина.
- Когда мы вышли из автобусов, на нас двинулась толпа, - описывают путь из Киева в Крым Владимир Котенко и Алексей Гребнев. - Они кричали, обзывали нас титушками и москалями. Затем в нас стали бросать «коктейли Молотова». Началась потасовка. Наш сотник вышел на переговоры, его головой ударили в лицо, потекла кровь. В нашу сторону продолжали лететь бутылки с зажигательной смесью. Прозвучало несколько выстрелов - люди с блокпоста стреляли в толпу, и сразу же парни понесли мимо меня раненого мужчину, ехавшего в нашем автобусе. Нам кричали: «Сволочи, зачем приехали?». Между собой переговаривались: «Обрежьте им уши и спалите этих москалей живьём».
За преступлением должно последовать наказание
По словам лидера Крымской ассоциации молодёжи, журналиста Маргариты Шитовой, участникам «антимайдана» намеренно наносили увечья, несколько часов унижали и истязали только лишь за то, что они «москали». На сбежавших в лес крымчан буквально вели охоту как вооружённые боевики, так и охотники из местного населения.
- Люди показывали нам едва затянувшиеся раны от пулевых ранений, следы резаных ран, подтверждали диагнозы заключениями врачей, поэтому у скептиков в этом случае нет возможности даже намекнуть на вымышленность событий, - говорит Маргарита.
- По нормам международного права противоправные действия против граждан Крыма 20 февраля в районе Корсунь-Шевченковского приравниваются к пыткам, совершённым на почве языковых и национальных различий и подлежат преследованию, как преступления против личности, - уверен заместитель председателя правозащитного комитета общественной организации «Дело чести», адвокат Андрей Чумаченко.
Участники правозащитного комитета собирают доказательную базу о совершённых майдановцами злодеяниях и призывают всех, кто имеет аудио- и видеоматериал, свидетельствующий о фактах насилия над участниками «антимайдана» под Корсунем, предоставлять его в комитет. Номера телефонов «горячей линии» Госсовета Республики Крым в Симферополе: (0652) 544-155 и 600-111.
http://www.pravda.crimea.uaАвтор: Максим Головань