Симферопольцев зазывают в группу психотерапии
Длительная революционная ситуация приводит к росту числа психических расстройств и увеличению потребления алкоголя среди населения. Так считают психологи Научно-практического центра наркологии и психосоматической медицины. А для того, чтобы вывести горожан из психологического кризиса, в крымской столице специалисты организовали групповую психотерапию. Первую встречу группы посетил и корреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ».
Отцы и дети
«Переводите разговоры на отвлеченные темы!», «Реже приезжайте к родителям!», «Даже не пытайтесь их изменить» — три женщины пенсионного возраста наперебой забрасывают худенькую двадцатилетнюю девушку советами. У Каролины (все имена членов группы изменены) проблема — из-за политической ситуации отношения с родителями испортились. По ее словам, мама с папой абсолютно уверены, что должны перетянуть дочь на свою сторону, так что любой приезд в родительский дом превращается в противостояние. Именно это заставило ее прийти на первую встречу групповой психотерапии.
По словам специалистов центра, психотерапию для горожан планируется проводить в течение двух месяцев, группа будет собираться раз в неделю. Как подчеркивают психологи, на встрече может присутствовать не более шестнадцати человек, но на сегодняшнюю пришло пятеро, все — женщины.
Психолог Ольга Тихонова и руководитель центра Сергей Яновский интересуются у присутствующих, что их беспокоит, как политическая ситуация отразилась на повседневной жизни. При этом ведущие группу психологи подчеркивают: «Кризис в обществе проявляет те острые ситуации, которые есть в каждой семье». Их слова как раз подтверждает студентка физфака Каролина, высказавшаяся первой. В итоге разговор очень быстро перетекает в разбор ее конкретной ситуации, а затем плавно переходит на актуальную во все времена проблему «отцов и детей».
«Я пытаюсь просто молчать, когда разговор заходит на политические темы, но родителей это не устраивает, — объясняет она другим членам группы. — Им важно, чтобы я перешла на их сторону».
«От меня дочь вообще за границу сбежала, чтоб не слушать, что я говорю», — пытается ободрить девушку 55-летняя Мария, педагог по профессии. «Мой сын со своей женой начал жить спокойно, лишь когда поселился отдельно от меня», — делится историей из своей жизни Лидия. «Если у твоих родителей такой характер, то они будут пытаться влиять на тебя независимо от того, какие политические события происходят в стране», — назидательным тоном резюмирует недавно вышедшая на пенсию Екатерина, покровительственно поглядывая на Каролину. Удивительно, но простые слова более опытных членов группы оказывают успокаивающее действие на девушку. «Значит, это нормально — то, что происходит в моей семье, — подытоживает она для себя. — Мне это было важно знать».
Мнение эксперта
Андрей Убейконь, главный психотерапевт Минздрава АРК:
«Часть людей в условиях кризиса предпочитает не говорить с близкими людьми на конфликтные темы. Замалчивание — это способ адаптации, который отчасти помогает, на определенном этапе это работает. Хорошо, если конфликт за это время разрешается, проблема рассасывается независимо от позиции человека. Но следует помнить и о том, что вытеснение проблем из сознания приводит к росту так называемых психосоматических расстройств. Эмоции и переживания все равно остаются в теле, может, они проявятся не сиюминутно, но через неделю, через месяц дадут о себе знать. Если есть проблема, ее нужно решать».
«Опустошить контейнер»
«Мне сейчас интересно жить, потому что я хочу видеть, как будут наказаны те, кто сейчас у власти», — пенсионерка Екатерина выглядит самой уверенной из всех присутствующих, словно происходящее ее никак не затрагивает. Она пространно рассказывает о том, что самое важное — это семья, а перемены не должны сильно беспокоить, потому что люди «точно так же будут ходить на учебу и работу». Но после фразы о наказании становится понятно, что обида и чувство несправедливости не дают покоя и ей.
Молоденькая Каролина четко формулирует свои страхи: «Сейчас вся ситуация напоминает игру. А умирать из-за чьей игры мне не хочется».
Высказывается открыто и Мария: «Уже не верится, что тебя кто-то может защитить», и Лидия поддерживает: «Уровень внутренней напряженности вырос». Для нее кризис восприятия ситуации начался во время киевских протестов. «Я тогда как раз заболела, лежала дома и смотрела телевизор с утра до вечера, — вспоминает Лидия. — Ни один нормальный человек не вынесет такой „дозировки“. В итоге я просто „отравилась“ Майданом».
Очевидно, что для пришедших сегодня женщин очень важно выговориться, высказать свои страхи и переивания, или, как выразилась Ольга Тихонова, «опустошить контейнер».
Мнение эксперта
Андрей Убейконь:
«Бывает, что ко мне приходят люди, которые просто хотят быть услышанными. В советское время говорили о том, что у нас работает „кухонная“ психотерапия. Была такая традиция — обсуждать на кухнях какие-то обстоятельства и проблемы. „Кухонная“ терапия существует и сегодня, но нужно понимать, что ее эффективность ниже, чем обращение к специалисту. Если есть проблема, не надо загонять ее внутрь. Нужно научиться совершенно спокойно, не смущаясь своей слабости, получать психологическую помощь».
Первые результаты
«Как вы себя чувствуете?» — Сергей Яновский с улыбкой смотрит на окружающих его женщин. Один за другим слышатся ответы: «Удовлетворенной», «Счастливой», «Умиротворенной». Судя по отзывам, встреча прошла для группы не без пользы. Кажется, пришедшие получили то, что хотели.
Впрочем, уже после окончания Мария вспоминает еще одну историю и спешит поделиться: «Раньше я хорошо общалась со многими учителями — крымскими татарами, никаких проблем не было. Но сейчас они настолько за Украину, что с ними стало невозможно разговаривать». «Это очень важная тема, и мы обязательно поговорим об этом на нашей следующей встрече», — Ольга Тихонова заканчивает работу группы, предлагая участникам прийти в следующий вторник снова.
Специалисты в один голос говорят о том, что общество сейчас особенно остро нуждается в специализированной помощи. Однако количество пришедших на первую встречу в центр ясно говорит о том, что симферопольцы пока не готовы ходить за помощью к психотерапевтам.
Компетентно
Виктор Темник, главный психолог Минздрава АРК:
«Действительно, сейчас очень многие люди в Крыму находятся в тяжелом психологическом состоянии. Многие подвержены депрессии, так что специализированная помощь людям нужна. Однако, несмотря на то, что многие наши вузы выпускают психологов, у нас нет службы, которая целенаправленно оказывала бы людям такую помощь. Для этой цели можно и нужно было бы использовать крымские центры семьи и молодежи, где есть психологи, но этого не происходит.
Могу сказать, что в психиатрической больнице работы значительно прибавилось. В связи со сложившейся ситуацией у людей обостряются психические заболевания. Эмоциональная нагрузка растет — и люди, у которых слабая психика, конечно, реагируют очень болезненно на все эти вещи». Евгения КОРОЛЕВА
Фото kiz-engec.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 272 от 14 марта 2014 года
Еще статьи:
Техподдержка человеческих душВ голове твоей опилки? Не беда!И Змея с Змеею говорит...За чертой нормальной жизниКаролина хочет стать обычным ребенком