Новости Крыма

Социум → Мнение

08.03.2014, 19:00 Просмотров: 650
Социум → Мнение
Какое будущее смогут выбрать крымчане
На идеях экономической независимости и воссоединения с Россией политики спекулируют со времен развала Советского Союза. Правда, ни разу до сегодняшнего дня в своих действиях они не опирались на поддержку «добрых людей с оружием», но сейчас не об этом. Есть ли шансы у референдума стать процессом волеизъявления, а не политической декламацией, и какое будущее может ждать автономию, размышлял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Быть или не быть
Не станем спорить о легитимности принятого Верховным Советом Крыма решения о проведении референдума по расширению статуса и полномочий автономии. И не потому, что суд уже дал свою оценку, а потому, что за последние несколько месяцев попирали Закон далеко не только Крыму. Мы же проанализируем те риски, которым подвержен процесс подготовки и проведения референдума, и признание легитимными его результатов.
Наиболее опасной является спешка, с которой крымские власти готовятся к этому важнейшему в истории автономии событию. Ведь среди жителей полуострова нет единого видения будущего Крыма и результаты спешно организованного волеизъявления одну из групп точно не устроят. Естественно, к «писанному на коленке» порядку проведения голосования будет куда больше претензий, чем в случае, если процесс тщательно проработают, регламентируют и обеспечат так, что ни у кого не возникнет сомнения в правдивости его результатов.
Отсюда вытекает следующая угроза: документ, который определяет порядок организации и проведения референдума, может оказаться несовершенным. В нем, к примеру, будут наблюдаться «белые пятна», ущемляющие права отдельных групп крымчан, противоречивые пункты и откровенные инструменты для фальсификаций. Живым примером может стать Положение о выборах делегатов курултая крымскотатарского народа, которое принималось без авральной спешки, долго обсуждалось, но в итоге все равно оказалось далеким от совершенства и породило целый шквал умышленных и невольных нарушений избирательного процесса.
Вероятность этого риска высока еще и потому, что на сегодняшний день все правовое поле в этом вопросе заканчивается одной строкой в Конституции Украины и такой же — в Конституции АРК, пишут положение о референдуме с чистого листа, а до дня его проведения всего три недели. Отсюда третья угроза: после подготовки документа его надо вычитать и принять, а потом донести его содержание до нескольких тысяч исполнителей — членов комиссий, которые на местах будут обеспечивать процесс волеизъявления.
Опыт последних парламентских выборов показал, что решить такую задачу удовлетворительно не удалось даже за три месяца интенсивной подготовки при наличии давно сформированной правовой базы. В этой связи очень высока вероятность, что на местах начнут в массовом порядке вольно интерпретировать Положение о референдуме и это поставит под сомнение легитимность его результатов.
Есть еще риски, связанные с обеспечением прозрачности процедуры и защищенности результатов голосования, риски имплементирования итогов референдума в крымское, украинское и международное законодательство, а также целый букет менее масштабных, но не менее опасных угроз, на преодоление которых у крымской власти осталось всего три недели.
Крым на распутье
Но будем оптимистами и предположим, что специалисты проявили чудеса работоспособности и интеллекта, политики показали всю свою организованность и волю, чиновники дисциплинированно и без сбоев обеспечили честное и абсолютно прозрачное волеизъявление крымчан. И большинство населения, не раздумывая над туманными формулировками (вечно эти политики все замудрят), проголосовали за расширение статуса и полномочий автономии. Что это дает?
Как уже неоднократно подчеркивали в крымском парламенте, сам по себе референдум не затрагивает вопрос о территориальной целостности Украины, однако никто не обещает, что в «расширенных полномочиях автономии» не окажется права на государственное самоопределение Крыма. И судя по лихорадочной спешке, именно такой сценарий планируется запустить, пока Россия сдерживает международный натиск и не выводит своих, а заодно и «неопознанных» военных с территории полуострова.
А дальше, как в сказке: туда пойдешь, вообще пропадешь, сюда полезешь — не вылезешь. Выбор-то у крымчан не шибко богатый получается: или в составе Украины, или в составе России, или независимым государством. Так что попробуем разобрать перспективы каждого из вариантов чуть подробнее.
В составе Украины
Учитывая всплеск пророссийских настроений в обществе, а также отсутствие на данный момент со стороны новой власти в Киеве стремления к взвешенной политике, которая бы учитывала интересы жителей автономии хотя бы по самым болевым вопросам, можно предположить, что взаимоотношения будут очень непростыми. В этом случае жизнь крымчан будет сопряжена с регулярными скандалами и народными недовольствами, которые превратят регион в точку постоянной нестабильности.
При таких раскладах на долгое время придется забыть об успешном развитии курортного потенциала и привлечении инвестиций в экономику полуострова, что на фоне экономической ситуации в целом по Украине сильно отразится на уровне жизни каждого жителя автономии.
В составе России
Даже если отмести сомнения в том, что РФ очень жаждет пополнить свой состав еще одной автономией с дотационным содержанием из государственного бюджета, опыт взаимоотношений внутри субъектов Российской Федерации показывает, что золотой дождь из Мос­к­вы на головы провинциалов не льется и жизнь регионов в России мало чем отличается в положительную сторону от жизни регионов в Украине.
К этому стоит добавить опасения относительно стабильной экономической ситуации в России. Обвал рубля на этой неделе был просто феноменальным, и причины произошедшего лежат далеко за пределами военного вторжения в Крым. Кроме того, остаются актуальными вопросы интеграции сформировавшихся на полуострове экономических и правовых отношений в российское пространство. Последствия могут оказаться не самыми радужными и просто убить целые отрасли крымской экономики. Наконец, острейшим образом встают вопросы снабжения автономии водой, газом и электроэнергией с материка — альтернативных путей обеспечения на сегодняшний день не существует.
Независимое государство
В том формате, который складывается сегодня, есть существенный риск, что независимость Крыма не признает подав­ляющее большинство государств мира. Как следствие, существенное сокращение импортно-экспортных связей, удар по курортной, инвестиционной и транспортной составляющей, а также постоянная политическая эскалация напряженности в обществе.
Кроме того, не следует забывать, что Крым остается дотационным регионом, а в случае независимости его потребности не будут покрываться ни украинским, ни российским бюджетом, что как минимум приведет к снижению уровня социального обеспечения жителей автономии. Ну и вопросы поставок электроэнергии, воды и газа с материка, естественно, тоже никуда не денутся — полуостров в этом случае попадает в острейшую «коммунальную» зависимость от Украины.
Какое из зол меньшее, предстоит решать каждому из нас. И в этой связи очень хочется верить, что выбор наш будет обдуманным, прагматичным и непоспешным. Юрий АНДОЧКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 271 от 7 марта 2014 года
Еще статьи:
Нерабочий инструментИсторическое решение для автономииКрым и МоськаВ Крыму наступит московское время?Дни, которые меняют Крым (обновляется)
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 2728
293031