В Крыму заработала новая схема кидалова
«Здравствуйте, ваша знакомая делала процедуры в нашем спа-салоне и оставила подарочный сертификат на ваше имя. Все это абсолютно бесплатно!» — такими словами начинается «развод», уже несколько лет успешно работающий в России. В чем суть обмана, какими методами аферисты выуживают деньги и где в Крыму уже работают «бесплатные» спа-салоны, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Кристаллы умней покупателей
Схема лохотрона выглядит следующим образом: сообщив точное время бесплатной процедуры, девушка на том конце линии вежливо попросит взять с собой паспорт, объясняя это тем, что процедура именная и в обязательном порядке им нужно убедиться, что они ее делают именно тому, на кого был оформлен сертификат. Примечательно, что в ходе телефонного общения, как правило, не удастся выяснить, какая именно знакомая любезно осчастливила вас бесплатным сертификатом, и отвязаться от абонента фразой типа «Я подумаю и перезвоню» не получится — телефон суперреспектабельного салона почему-то оказывается односторонним.
Визит начинается с большого количества самых разнообразных, часто не совсем уместных вопросов. Дальше проводят обещанную процедуру, одновременно с этим клиент начинает узнавать о чудо-косметике с нанотехнологиями, в состав которой входят «умные кристаллы», четко знающие, какие клетки кожи им надо восстанавливать.
И зачастую «умные кристаллы» берут верх над теми, кому о них рассказывают, — откуда ни возьмись появляется вторая сотрудница, которая наперебой с «косметологом» начинает активно впаривать свою косметику. Причем обалдевшему от жесткого напора клиенту сразу же заявляют, что только сегодня и только сейчас действует рассрочка на весь набор косметики, поэтому реальные траты на красоту в месяц будут даже меньше, чем обычно. Как только жертва дозреет, ей подсовывают на подпись уже готовый кредитный договор — вот зачем так нужен паспорт.
Дарья, пострадавшая:
«Когда я пошла на процедуру, то, конечно, никакую косметику покупать не собиралась — у меня есть свои, давно устоявшиеся предпочтения. Но по ходу сеанса они так задурили голову, что я и сама не поняла, как согласилась оформить этот кредит. Только когда пришла домой, я начала нормально соображать. Наверное, они использовали какой-то гипноз или НЛП».
Кстати, тем, чья психика сверхустойчива к воздействию, организаторы лохотрона, исчерпав все доводы, заявляют, что процедура была бесплатной, но в ее объем не входили «расходные материалы» или «консультация специалиста», и просят заплатить от сорока до ста гривен. При этом ведут себя крайне хамски, добавляя к потраченному времени и деньгам еще и испорченное настроение.
Это не гипноз
Основная прибыль от поставленного на поток кидалова — это количество проданных наборов косметики, реальная стоимость которых в десятки раз меньше цены в спа-салоне. Поэтому один из самых интересных в этой схеме вопросов: каким образом жертвам втюхивают ненужные китайские кремы и шампуни. Обучить достаточно молодых консультантов гипнозу или методам нейро-лингвистического программирования вряд ли возможно, но этого и не требуется — как пояснили «Крымскому Телеграфу» на факультете психологии Таврического национального университета им. Вернадского, афера построена по классическим канонам так называемых жестких продаж. В чем особенности этой технологии?
Втирание в доверие. Еще в ходе телефонного общения жертву называют по имени и указывают, что контакт получен от знакомых. Это сразу вызывает доверие, а впоследствии не каждый решается выяснять, кто же оставил его номер.
Главное — бесплатно. Уловка с подарками, халявными процедурами или обменом крышечек на призы используется в рекламе сплошь и рядом. В жестких продажах в придачу к этому тут же следует прием «выбор без выбора», когда клиенту предлагают пройти процедуру только в одно обозначенное время — так его сразу приучают подчиняться.
Косвенное влияние. От белых халатов, которые ассоциируются с медициной и вызывают доверие, до нанесения крема по массажным линиям лица, воздействие на которые вызывает чувство легкости и эйфории.
Психологическая обработка. Перед началом «бесплатной» процедуры консультант задает очень много разных вопросов, главная цель которых — выявить наиболее уязвимые места, на которые в дальнейшем и начинается жесткое воздействие.
Анастасия Маричева, доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии:
«Есть несколько достаточно простых способов, которые позволяют с высокой вероятностью определить психотип человека и применить наиболее сильные инструменты воздействия — запугать, польстить или, скажем, сыграть на самолюбии. Все это активно применяется в технологии жестких продаж».
Манипуляции. В комплексе с приемами, которые зависят от индивидуальных характеристик жертвы, используются и шаблонные формы манипулирования. Тут и страх постареть, и наигранно-восторженные возгласы типа «Смотрите, как сразу помолодела ваша кожа!», и формулировки вопросов, больше похожих на утверждения.
Жесткое воздействие. К этому моменту ваша психика уже максимально обработана и беззащитна перед безжалостными заявлениями псевдокосметологов о том, что «овал лица уже поплыл», «под глазами жуткие мешки» и вообще «морщины не сегодня-завтра превратят лицо в печеное яблоко». Все это жертве заявляется безапелляционным тоном и без всякого стеснения, а затем уже ставится вопрос о срочном и безотлагательном приобретении такой дорогой, но такой необходимой косметики.
Добивание. Попытки отказаться пресекаются надменными вопросами типа «Вы что, хотите, чтобы вскоре от вас все отворачивались и называли старухой?», а лепет, что надо обсудить это с мужем, — ехидным: «Вы что, в вопросах красоты советуетесь с мужем?» Важно также, что на данном этапе мошенники уже работают в паре по классической схеме «злой и добрый полицейский», постоянно используют приемы «выбор без выбора» и давят на дефицит времени («Пока вы тут думаете, у меня все льготные кредиты на ближайшее десятилетие разметут» и т. д.). Поэтому когда «добрый» просит «злого» в качестве исключения оформить беспроцентный кредит только для этого клиента, да еще на каких-то сверхльготных условиях, это воспринимается жертвой как самый лучший исход разговора, и подпись в заготовленном договоре ставится будто сама собой. К слову, не брезгуют спа-кидалы в некоторых случаях и прямыми угрозами, пугая особо впечатлительных особ тем, что закроют сейчас дверь и не выпустят, пока те не решатся оформить кредит.
Просто ловкость рук
Примечательно, что за исключением последнего, все действия в рамках жестких продаж спокойно вписываются в действующее законодательство, и писать потом заявления в милицию бесполезно — доказать злой умысел, обманные пути или другие признаки, которые можно было бы квалифицировать как мошенничество, практически невозможно.
Признаки спа-кидалова
Приглашение на бесплатную процедуру от анонимной знакомой.
Скрытый или односторонний номер телефона.
Название салона произносится невнятно.
Отсутствие рекламы салона в интернете.
Навязчивость оператора при попытке отказаться от бесплатной услуги.
Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 268 от 14 февраля 2014 года
Еще статьи:
«Русский стандарт» — стандартная схемаИнтернет как средство обманаЭротическая лихорадка, или Хождения корреспондента «КТ» по массажным салона ...В Крыму орудуют работодатели-аферистыЯ б в милицию пошел, там меня научат