Если вы столкнулись с нарушением ваших прав, грубостью и пренебрежением в органах власти, расскажите нам свою историю — и мы не только опубликуем ее в нашей новой рубрике, но и поможем разрешить ваш конфликт!
Предпринимателя, покупавшего холодильник, вынуждали застраховать жизнь.
Интересно, зачем при покупке холодильника подписывать договор страхования жизни? Неужели этот предмет бытовой техники настолько опасен для здоровья? Если бы это было так, холодильники вообще запретили бы продавать. Тем не менее в одном из симферопольских магазинов покупателю не захотели отпускать товар, пока он не оформит страховку. Ситуация привлекла внимание Общественного союза «Предприниматели Крыма», куда за помощью обратился изумленный клиент...
Добровольно-принудительные услуги
В ноябре прошлого года предприниматель Сергей Иванченко решил приобрести для своего офиса холодильник и отправился по симферопольским магазинам бытовой техники. Зайдя в «Комфи», он выяснил, что там работает программа ПриватБанка по приобретению товаров в рассрочку равными частями, без процентов и комиссий. Будучи клиентом этого банка, Сергей решил, что купить товар ему не составит труда. Но при оформлении покупки продавцы стали настаивать на том, что необходимо в придачу приобрести и страховку. Причем не на товар, а на себя, то есть оформить страхование жизни.
Сергей Иванченко, симферопольский предприниматель:
«На кассе мне выписали счет-фактуру, где указывалась еще и страховка, которую я не просил. Я обратился к управляющему и заявил, что хотел бы купить данный товар без страховки, так как она мне не нужна, я не считаю, что это обязательный платеж. Но директор отказала — мол, это сделать невозможно».
Тогда раздосадованный клиент обратился в Общественный союз «Предприниматели Крыма», чтобы выяснить, почему людям навязывают левые услуги, не имеющие отношения к приобретаемому продукту. Представитель этой организации решил проверить на себе, сможет ли он приобрести товар, отказавшись от страховки. Но история повторилась: продавцы и представитель банка, оформляющий полисы в магазине, лишь развели руками — мол, без страхования жизни холодильник вам не светит...
Права не имеют, но наказать нельзя
Чтобы все-таки решить проблему (а ведь каждый может столкнуться с подобным беспределом), общественный союз вынес вопрос на рассмотрение в комиссию по взаимодействию с предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимательству Железнодорожного райсовета Симферополя. Однако на заседании представитель магазина «Комфи» заверил, что такого не могло быть — продавцы и клиент, видимо, просто не поняли друг друга.
Николай Чудов, директор магазина «Комфи»:
«Я согласен с тем, что магазины или организации не имеют права навязывать страховку, это добровольное дело каждого. Либо продавцы, либо руководитель отделения магазина не поняли клиента по поводу условий оплаты».
Рассказал директор о кредитных программах, которые действуют в сети магазинов «Комфи»: что, мол, не все товары продаются в рассрочку, то есть по условиям беспроцентной оплаты, и поэтому могли возникнуть сложности. И что именно по этой причине сумма могла отличаться о той, на которую рассчитывал клиент. Хотя все это не имело отношения к конкретному случаю.
Депутат Виталий Гринев, председатель комиссии, поинтересовался у представителя инспекции по защите прав потребителей, насколько законно требовать от покупателя страховку и можно ли магазин наказать за отказ в продаже товара без дополнительных услуг.
Наталья Боровская, заведующая юридическим сектором Госпотребинспекции в АРК:
«Законодательством не запрещено предлагать какую-либо страховку. Но я удивилась, что страхуется жизнь, а не товар... Но в любом случае это право выбора потребителя. Он может согласиться, но у него остается право и отказаться. Поэтому обязательным условием для покупки товара страхование быть не может».
Впрочем, Наталья Анатольевна посетовала, что законодательством Украины не предусмотрена никакая ответственность предприятия торговли за отказ в продаже товара, если покупатель не выполняет его условия. Да и вообще, как оказалось, непосредственно защитой прав самих потребителей их организация не занимается, а лишь осуществляет проверку продукции на соответствие техническим требованиям законодательства. А помогать обманутым покупателям — дело управления по защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли АРК.
Картошку не хочешь — купи баклажан!
В Общественном союзе считают, что такие случаи не единичны. Только большинство людей никому не жалуются — либо соглашаются на условия магазина, либо молча разворачиваются и уходят. И хотя руководство магазина «Комфи» заверяет, что продавцы не имеют личной заинтересованности в заключении договоров страхования, такая настойчивость выглядит подозрительно...
Алексей Искандаров, заместитель председателя Общественного союза «Предприниматели Крыма»:
«Возникает подозрение, что сотрудники магазина, возможно, все-таки получают какие-то денежные премии или проценты от оформления страховок, именно поэтому их навязывают клиентам. Иначе как объяснить такое поведение? Один человек возмутится, другой от безысходности согласится. А если откажется от страховки, ему начнут предлагать что-нибудь еще — например, дополнительную платную гарантию».
В итоге предпринимателю все же удалось приобрести долгожданный холодильник в рассрочку без страхования жизни. А чтобы пресечь такие случаи в будущем, на депутатской комиссии решили отправить официальный запрос в «Комфи» с требованием разъяснить ситуацию, обратиться с письмом в Минэкономразвития Крыма, чтобы его сотрудники проконтролировали исполнение закона «О защите прав потребителей», а также направить рекомендации в Госпотребинспекцию АРК. Не исключено, что прецедент станет поводом для заполнения пробелов в законодательстве.
Комментарий специалиста
Николай Соколов, юрист:
«Не желая оплачивать дополнительно навязываемые услуги, вы должны ссылаться на законодательство. Во-первых, это закон „О страховании“, согласно которому добровольное страхование не может быть обязательным условием в правоотношениях. То есть, заключая кредитный договор, договор купли-продажи (в частности, бытовой техники), навязывать страховку противозаконно.
Во-вторых, действует также норма закона „О защите прав потребителей“ (статья 11), согласно которой к договорам о предоставлении потребительского кредита применяются положения закона о несправедливых условиях договоров. То есть в нашем контексте потребитель не обязан во время заключения кредитного договора подписывать иной договор с кредитором либо третьим лицом, если это не предусмотрено законодательством».
Пишите на адрес электронной почты info@ktelegraf.com.ua или звоните по телефону (0652) 703-750
Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 267 от 7 февраля 2014 года
Еще статьи:
Купил, расписался, очнулся — бракКонсультация эксперта«Мобилочка»: мережа низких цен… и сервисаО том, как банк деньги вернулКупил ненужное – верни!