Многие из нас ежедневно сталкиваются с навязыванием религиозных идеалов. А в роли навязывающих чаще всего выступают представители не религиозного большинства, а верующие фанаты.
Могучая кучка
В апреле российская общественность бурно обсуждала принятый Госдумой закон о защите прав верующих. Группа инициативных атеистов тут же обратилась в правительство с альтернативной идеей, симметричным ответом на принятый закон, и предложила свой законопроект — о защите прав неверующих. Инициатива получила широкий общественный резонанс, но так ни к чему и не привела. Хотя идея, безусловно, интересная и могла бы иметь воплощение и в Украине, учитывая то, что фактов религиозной пропаганды в светских учреждениях и откровенной религиозной дискриминации на предприятиях, в том числе крымских, становится все больше.
Игорь Каскун, теолог:
«Интересно то, что в современном украинском обществе религиозная дискриминация (например, по месту работы) осуществляется не религиозным большинством, а представителями небольших конфессий или побочных религиозных течений. То есть духовный уклад навязывается не православной церковью, а сектами. Именно их представители фанатичны настолько, что рвутся проповедовать где и как угодно. И готовы пополнять свои ряды, насильно „обращая в веру“ людей, от них зависимых. В первую очередь подчиненных, учеников и родственников».
Нравственное воспитание и богоугодные сотрудники
Исследовав крымские интернет-форумы, мы обнаружили массу примеров религиозной дискриминации и навязывания «богоугодных» идей.
К примеру, родители учащихся шестых классов одной из симферопольских школ написали заявление директору с просьбой отстранить от занятий преподавателя истории. Учительница регулярно посвящала предоставленные ей академические часы проповедованию мусульманских идеалов среди учеников.
Жители Симферопольского района рассказывают о том, как за время летних каникул местная школа без ведома родителей переквалифицировалась из светской в духовную. Директор вступила в какую-то прохристианскую секту и решила привести учебный процесс в соответствие с догмами нового для себя учения. Прежде всего она обзавелась несколькими единомышленниками среди преподавателей, которые во время занятий ходили по классам, звоня в колокольчики, и тем самым якобы изгоняли бесов. Ставить провинившегося ребенка перед остальным классом и заявлять, что у него «черная душа», а сам он — «вместилище сатаны», стало нормальной практикой. Учителя, не разделяющие взгляды директора, конечно, возмущаются между собой, но против школьного руководства идти не решаются. А родителям директор заявила, что, если их что-то не устраивает, они всегда могут перевести детей в другую школу. Тех, кто работает под началом верующих фанатов, может ожидать не только навязчивая проповедь, но и практически религиозный террор. Атеистов и представителей неугодных конфессий (в том числе, кстати, и православных) не берут на работу либо увольняют, когда они отказываются внимать навязываемым религиозным идеалам. Особо верующие руководители вычитают определенную сумму из зарплат сотрудников на нужды своих религиозных организаций, строительство молельных домов и храмов. Они проводят коллективные молебны, обязывают подчиненных покупать проповедническую литературу и загоняют их на мессы в свои религиозные объединения. И люди подчиняются независимо от своих религиозных убеждений и отношения к вере вообще из-за банального страха потерять работу. Хотя за такие действия руководитель может быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.
По закону
В нашей стране демонстрируют неоправданную толерантность в вопросах навязывания религиозных идеалов. В Америке, например, любого рода проповедь в светских учреждениях пресекается, как только становится известно о подобном факте. Причем пострадавшие сразу обращаются в суд. Там все просто: первая поправка к Конституции США отделяет религию от государства, а значит, любое навязывание духовной идеологии незаконно.
Консультировавшие «Крымский ТелеграфЪ» юристы говорят, что у нас такая практика пока отсутствует. А зря, поскольку законы Украины позволяют отстаивать свободу религиозных предпочтений, равно как и полное отсутствие таковых. Вот некоторые нормы украинского законодательства, к которым можно апеллировать в случае, если у вас возникли разногласия на религиозной почве с верующим руководителем:
не допускается любое прямое или непрямое ограничение прав при заключении, изменении или прекращении трудового договора в зависимости от религиозных убеждений (статья 22 Кодекса законов о труде в соответствии с Конституцией Украины);
взаимоотношения гражданина и руководителя предприятия, созданного религиозной организацией, регулируются не законодательством о религиозных организациях, не канонами церкви и иной веры, а трудовым законодательством (статья 26 закона «О свободе совести и религиозных организациях»);
за умышленные действия, направленные на унижение чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или непрямое ограничение прав граждан по религиозным убеждениям предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы сроком от пяти до восьми лет (статья 161 Уголовного кодекса).
Андрей Филиппов, юрист:
«В случае если работник становится объектом угроз со стороны руководителя или был уволен в связи с религиозными взглядами и вероисповеданием, ему необходимо написать заявление в органы милиции об уголовном правонарушении и признании его потерпевшим. Кроме того, нужно обратиться с исковым заявлением в суд о признании увольнения незаконным, признании недействительной записи в трудовой книжке и возобновлении на работе. Также я рекомендую гражданам, пострадавшим от религиозного давления на работе или по месту учебы, обратиться в религиозную организацию, чьих мировоззренческих взглядов и вероисповедания придерживается проповедник».
Что касается проповеднической активности среди учителей, то юристы и социальные работники рекомендуют родителям время от времени интересоваться у детей, о чем именно говорят педагоги на своих занятиях, и своевременно сообщать о нарушениях права ребенка в администрацию школы, а при необходимости и в милицию.
Официально
Согласно результатам демографических исследований, религиозная структура населения Украины такова: более четверти украинцев (26,0%) относят себя к неверующим, почти половина (40,8%) — внеконфессионные верующие и неопределившиеся. Елена ЮМАНОВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 258 от 22 ноября 2013 года
Еще статьи:
Межконфессиональный совет Крыма принял обращение к участникам Всемирного са ...Всеукраинский религиозный супермаркетВсеукраинский религиозный супермаркетВ чужой монастырь со своим уставом... ходятСвят! Свят! Свят!