До чего можно договориться с безликим психологом телефона доверия
Когда нет средств на профессионального психолога, а проконсультироваться или просто поговорить с кем-то надо, на помощь призвана прийти служба «телефон доверия». Вот только способен ли безликий голос на другом конце провода помочь по-настоящему в критической ситуации или, напротив, может все усугубить и привести к трагедии?
Домашняя драма
Поговорить о телефоне доверия мы решили после того, как в редакцию обратилась одна из постоянных читательниц газеты «Крымский ТелеграфЪ» — Людмила. В ее семье недавно случилась жуткая история. И женщина винит во всем симферопольский телефон доверия.
У Людмилы есть дочь, Марина, семнадцатилетняя школьница. Читательница была убеждена, что у девочки все хорошо и что отношения в семье доверительные, пока не нашла дочь в ванной с перерезанными венами. Марину и ее будущего ребенка врачам, к счастью, удалось спасти.
Оказалось, что неожиданная беременность и стала для девушки поводом, чтобы свести счеты с жизнью. Узнав о своем «интересном положении», Марина не решилась поделиться новостью с родителями. Подруги же посоветовали позвонить на телефон доверия. Именно так поступают герои западных телесериалов, оказавшись в кризисной ситуации. В итоге девушка стала звонить в службу почти каждый день. В течение двух недель. А потом неожиданно вскрыла вены. Узнав обо всем, Людмила винит сотрудников телефона доверия и даже собирается подать на них в суд.
Людмила, мать пострадавшей:
«Я слышала неоднократно, что в этой службе работают не профессиональные психологи, а волонтеры или студенты, которым нужно подработать. Какое они имеют право консультировать кого-то вообще? И тем более людей, находящихся в состоянии эмоционального кризиса. Сейчас знакомые рекомендуют мне подать в суд на консультантов телефона доверия. Ведь они мне чуть ребенка не убили».
Поможем, как можем
По какому именно номеру Марина получала консультации, ее мама, к сожалению, нам сказать не смогла. Сама девушка наотрез отказывается говорить о случившемся. В том числе, кстати, и с матерью.
Наведя справки, мы обнаружили, что в Симферополе, по сути, на данный момент работает всего один телефон доверия — при Крымском республиканском центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Так что первым делом за комментариями по поводу случившегося мы обратились к директору Центра Андрею Архангельскому.
Андрей Архангельский, директор Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи:
«На данный момент, к сожалению, мы не располагаем ни специальным помещением, ни штатом консультантов, что необходимо иметь для полноценной и круглосуточной работы телефона доверия. Нет соответствующего финансирования. Но людям такая служба нужна. Обращения поступают. И потому у нас есть консультант, готовый оказать помощь по телефону с 9 до 18 часов. Звонки принимают исключительно специалисты — психологи и работники социальной службы, имеющие опыт в оказании психологической помощи и прошедшие специальную подготовку для работы с клиентом в телефонном режиме».
Оказалось, что работа с клиентами проводится по следующей схеме. Человек рассказывает специалисту суть сложившейся ситуации. Консультант предлагает ему прийти в Центр для дальнейших консультаций или встречи с конкретным специалистом, который может помочь в решении проблемы. Но, как в случае с Мариной, он не имеет права разглашать какие-либо данные о позвонившем. Даже если понимает, что имеется опасность суицида.
Андрей Архангельский:
«Безусловно, социальная служба не может дать никаких гарантий ни позвонившему, ни его близким, если что-то случится. Даже ведущие психологи и психиатры убеждены, что профилактика суицида бесполезна. Социальный работник, согласно должностной инструкции, не несет ответственности за действия человека после консультации. Его задача — выслушать клиента, дать ему понять, что проблема решаема, и предложить конкретные способы ее решения. Любые советы личного характера исключены — для этого есть друзья-товарищи».
По ту сторону провода
Почему же даже длительная работа со специалистом (ведь Марина звонила на телефон доверия не раз) не дала результатов, а, напротив, привела к кровавой развязке? И насколько вообще эффективны услуги невидимого психолога? Об этом мы спросили практикующих психологов.
Татьяна Скорых, практический психолог:
«Как правило, любой психолог в состоянии помочь своему клиенту, даже просто внимательно слушая его, сопереживая. Но нужно учитывать, что психологи, работающие на телефоне доверия, несколько ограничены в своей возможности помочь человеку, поскольку нет визуального контакта и сложно полноценно отследить реакцию клиента на терапию. Исключительно по голосу далеко не всегда можно понять, насколько критическим является состояние человека».
Телефон доверия, поясняют психологи и социальные работники, изначально неправильно воспринимается большинством клиентов. Служба рассчитана на оказание экстренной помощи, а не предназначена для терапии. Полноценная психологическая помощь может быть оказана только лично, при непосредственном контакте с клиентом.
Татьяна Духовская, социальный психолог:
«Когда консультант телефона доверия понимает суицидальный настрой клиента, его основная задача — показать, что позвонивший сам может решить проблему. Но психолог — не волшебник, и несколькими консультациями, даже личными, не говоря уже о телефонных, он не сможет полноценно помочь клиенту».
Итого...
Получается, что родители девушки пытаются найти крайнего в лице социальной службы, чтобы переложить на нее ответственность за все семейные неурядицы. Причем чуть ли не вплоть до нежелательной беременности дочери. Хотя им, в силу такого развития событий, имело бы смысл не скандалить и искать виноватых, а переоценить отношения, сложившиеся внутри семейства. Как получилось, что девушка умудрилась забеременеть при наличии таких внимательных и заботливых родителей? Почему она не решилась рассказать о случившемся матери?
Хочется напомнить всем, что ни психологи, ни социальные работники не обязаны выполнять функции членов семьи. Они могут сориентировать потерявшегося по жизни подростка, но ответственность за его жизнь и будущее с родителей пока никто не снимал. Елена ЮМАНОВА
Фото Е. Юманова
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 254 от 25 октября 2013 года
Еще статьи:
Открылся телефон доверия для жертв инопланетян...Цена доверияЗа чертой нормальной жизниВ Крыму не могут остановить эпидемию СПИДа, а в Ялте этой проблемы, похоже, ...Кто в силах остановить насилие в семьях?