Каким образом крымчан пытаются убедить, что сезон удался
В Крым, оказывается, едут богатые туристы, которые «пищат» от качества услуг и мечтают поскорей оздоровиться еще раз. Об этом, во всяком случае, говорят итоги маркетинговых исследований, презентованных в Министерстве курортов и туризма. В том, кто и как считал результаты, а также под кого подгоняли выводы, разбирался еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Сезон удался?!
Согласно аналитическим материалам маркетинговых исследований, которые проводились Ассоциацией курортов Крыма для изучения потребительского спроса и качества обслуживания летом этого года, сезон оказался как никогда удачным по целому ряду показателей.
Например, только каждый пятый из опрошенных смог выделить факторы, вызывающие дискомфорт на отдыхе, остальные же упрямо твердили, что у них все хорошо. Порадовали и возросшие финансовые возможности курортников, среди которых почти половина оказалась с доходом выше пятисот долларов и еще под сорок процентов людей — с доходом выше тысячи долларов в месяц.
Окончательно же всех скептиков крымской рекреационной индустрии добивает количество недовольных соотношением цены и качества предоставленных услуг, которых по итогам опроса с трудом удалось набрать не более двух процентов. Ну и «контрольным в голову» стали рекордные за последние семь лет показатели по вопросу о планах еще раз отдохнуть в Крыму — 98,4 процента опрошенных клятвенно заверили, что непременно приедут еще раз.
Смотря как посчитать
Естественно, сопоставляя собственные наблюдения и презентованные цифры, любой здравомыслящий человек очень засомневается в адекватности и правдоподобии презентованных результатов, поскольку к действительности они имеют весьма опосредованное отношение.
И сомнения эти будут вполне обоснованны, поскольку от маркетинговых исследований в представленных материалах присутствуют разве что название да тематика вопросов. А уже на элементарный в кругу профессионалов вопрос о том, является ли выборка репрезентативной, глава Ассоциации курортов Александр Трофимов внятно ответить так и не смог, сначала спутав репрезентативность с объективностью, а потом прикрывшись именами привлеченных к исследованию специалистов из ведущих крымских вузов.
А между тем репрезентативность всего лишь означает, насколько соответствует число опрошенных статистическим данным об отдыхающих. Ведь если опросить только молодежь, то информация получится одной, а если только мужчин — другой. А вот если отобрать для опроса приблизительно равное количество мужчин и женщин разного возраста и в определенной пропорции от общего числа отдыхающих — это и будет репрезентативной выборкой. И тот факт, что маркетологи, проводящие такие масштабные проекты, не знают азов проведения собственных количественных исследований, выглядит весьма подозрительно.
Как, впрочем, и позиция относительно других показателей, напрямую влияющих на конечные результаты опроса. Так, например, вначале презентации было заявлено, что опрашивались только организованные отдыхающие, которые пользуются услугами санаториев, пансионатов и прочих здравниц. Позже выяснилось, что опрос проводился также на пляжах, железнодорожном вокзале и даже в аэропорту. Ни городов, в которых работали маркетологи, ни соотношения опрошенных в этих местах не сообщается.
Молодо-зелено
Еще одна интересная деталь касается того, кто проводил исследования. Для непосредственного анкетирования курортников привлекались студенты географического факультета ТНУ, которых на пресс-конференции глава Ассоциации курортов Крыма зачем-то возвел в ранг опытных маркетологов. О том, как студенты проводят опросы (даже за хорошие деньги), может проплакать не одну жилетку всякий, кто имеет отношение к любого рода исследованиям общественного мнения. А уж о том, как они работали в разгар лета за отметку о практике, можно только догадываться.
Естественно, плоды их «творчества» не могли не отразиться на некоторых результатах исследования. Сравнивая данные ответов на одни те же вопросы за этот и предыдущий год, довольно часто наблюдаем резкие скачки, которые исследователями никак логически не поясняются. Между тем без каких-то очевидных причин общественное мнение не меняется столь кардинально на протяжении всего одного года, а вот при самозаполнении анкет подобные колебания всплывают довольно часто.
В итоге получается, что исследование проводилось где попало, с первыми встречными, без внятной методологии расчета и отбора респондентов да еще и безответственными исполнителями. Можно ли после этого относиться к результатам такого «исследования» всерьез — вопрос риторический. Другое дело, что далеко не каждый, кому подсунут выводы «маркетологов», сможет понять, с какого потолка взяты эти цифры.
Цифры под министра
И похоже, что лояльность Министерства курортов и туризма, предоставившего Ассоциации свой пресс-центр для презентации, объясняется как раз этим обстоятельством. В специфике маркетинговых исследований разбирается ведь далеко не каждый, так что подсунуть обществу «нужные» цифры не составит никакого труда.
Насколько велика роль самого Минкурортов в этой информационной манипуляции, сказать сложно, однако желание «исследователей» угодить лично министру этого ведомства Александру Лиеву прослеживается со стопроцентной очевидностью. Так, например, с прошлого года стали неуклонно расти показатели актуальности лечения в Крыму, которые до прихода Лиева на пост министра демонстрировали исключительно негативную динамику.
Аналогичные «чудеса» наблюдаются в графиках приобретения путевок и целом ряде других ключевых вопросов, показатели по которым косвенно указывают на зашкаливающую эффективность работы Министерства курортов и туризма с появлением у руля нового руководителя.
И все бы не было так грустно, пускай бы себе тешился и министр, и его почитатели из числа общественных организаций, связанных с курортной сферой, однако есть еще одна сторона медали. Такие «удобные» данные маркетологов в дальнейшем возводятся в разряд официальных и на их основании принимаются уже вполне конкретные управленческие решения, об эффективности которых можно судить по результатам нынешнего курортного сезона. Фактическим, разумеется, а не представленным в липовых исследованиях карманных маркетологов. Юрий АНДОЧКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 247 от 6 сентября 2013 года
Еще статьи:
И так прокатит…Когда в товарищах согласья нет...Заработали по гривне?А был ли турист в сезон?Крым готовился к Евро?