Корреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ» устроился на работу волонтером благотворительного фонда
«Помогите на лечение ребенку, кто сколько может!» — люди с пластиковыми коробками заполонили все проходимые места городов автономии. Откуда в Крыму в разгар курортного сезона появилось столько волонтеров и благотворительных фондов, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Волонтеры на зарплате
Теоретически волонтерство предполагает безоплатное участие человека в той или иной деятельности. Однако найти оплачиваемую работу волонтера оказалось делом пяти минут: «На постоянную или временную работу требуются волонтеры (школьники, студенты). Работа в Симферополе, выезды на ЮБК. Проезд и затраченное время достойно компенсируются (ежедневно). Условия компенсации при собеседовании».
Отправляемся на собеседование в небольшой офисный центр, расположенный в районе улицы Шмидта, в котором благотворительная организация занимает всего одно полуподвальное помещение. Еще на этапе телефонного общения с неким Игорем выясняется, что предпочтение отдается девушкам в возрасте до двадцати пяти лет, однако сгодятся благотворителям и молодые люди.
При встрече первым делом интересуемся, что за «компенсации» предусмотрены для тех, кто, как сказано в объявлении, «своей работой спасает чью-то жизнь». И оказывается, что этот нелегкий труд ценится гораздо выше, чем у тех же медработников, которые, в общем-то, тоже регулярно спасают чьи-то жизни. За один час работы с коробкой в таких благотворительных фондах готовы платить своим волонтерам по тридцать гривен. При этом в среднем рабочий день составляет от трех до шести часов и расчет производится ежедневно, надо полагать, сразу же после вскрытия пластиковых коробок для пожертвований.
Единственное условие, предъявляемое к сотрудникам, — стопроцентная активность на рабочем месте. За этим, по словам нанимателя, зорко следит некий проверяющий, который делает собственные выводы о профпригодности персонала. Кстати, он же выполняет и прочие функции «смотрящего» — распределяет «волонтеров» на проходимые точки, «разруливает» редкие недоразумения с правоохранительными органами, следит за тем, чтобы подчиненные никуда не испарились вместе с опломбированной коробкой.
Всем по серьгам
Отлажена у таких «благотворителей» не только система работы, но и «легенда», под которую идет сбор средств. Как пояснил представитель такого фонда, никаких претензий со стороны родственников детей, на лечение которых собираются деньги, никогда не было. «Еще и спасибо скажут», — заверил наш собеседник и пояснил, что регулярно фонд перечисляет им «все», что удалось собрать.
Корреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ» связался по телефону с матерью одного ребенка, фото которого имелось на коробке для пожертвований. По ее словам, раз в неделю этот фонд действительно перечисляет какие-то суммы, размер которых колеблется в пределах одной тысячи гривен. При этом почти столько же этот фонд платит своим волонтерам каждый день.
Получается циничная, но действенная схема: организаторы регулярно «подбрасывают» немного денег нуждающимся в дорогом лечении родителям, при этом основную часть заработанных на чужом горе пожертвований отправляют в собственный карман. И никакая налоговая на горячем не прижмет — в документах суммы собранных в коробочки средств будут идентичны тем, которые впоследствии переводятся на лечение больных детей.
Кстати, к процессу распломбирования благотворительных коробок волонтеры не допускаются, поэтому многие из них действительно считают, что, кроме их зарплаты, все остальные собранные средства попадают к «подопечным» детям. Надо сказать, что в самый плохой день один волонтер приносит в коробке примерно 400–500 гривен.
Кроме того, такой подход позволяет «благотворителям» абсолютно без зазрения совести формировать папки с диагнозом, доверенностями и прочими необходимыми документами, которые потом раздаются каждому волонтеру для пущей убедительности и увеличения числа поступлений. И это действительно работает.
Доверие — залог успеха
Видоизменились под спрос «рынка» и методы сбора пожертвований. Наш наниматель сразу отверг мысль о том, что придется бегать за каждым прохожим с просьбой «подать на лечение». Сегодня, по словам представителя благотворительного фонда, достаточно быть просто заметным в толпе и вызывать доверие. Именно по этой причине, кстати, предпочтение в этом бизнесе отдают молодым девушкам.
Однако даже самым придирчивым добродетелям будет сложно усомниться в искренности намерений этих «волонтеров» — каждый из них назубок знает диагноз, перечень и стоимость лечения, а также основные вехи жизни своего «подопечного», а кроме того, ни за что не признается, что ему за трогательную отзывчивость на чужое горе платят вполне приличные деньги.
Интересно и то, что дислокация «волонтеров» стала более гибкой. Теперь выгодней работать не «на проходняке», а во время массовых праздников — люди в основном все веселые и охотней расстаются с кровно заработанными деньгами.
По этой же причине в разгар курортного сезона «благотворители» мигрируют в приморские города и поселки. Уже в конце мая среди наиболее заманчивых регионов для работы с коробками называли ЮБК, Евпаторию, Севастополь и даже Николаевку.
Так что, судя по всему, бизнес на чужом горе и страдании теперь явление в Крыму весьма перспективное — к большому сожалению для тех, кто действительно душой болеет за чужих детей, и для тех, кто жертвует на их лечение, и для тех, кто остро нуждается в настоящей, а не фиктивной, благотворительности.
Как пожертвовать без посредников
Никогда не давать деньги волонтерам с коробкой на улице. Лучше попросить у них телефон родителей больного ребенка, созвониться и узнать банковские реквизиты.
Жертвовать в коробки, которые стоят в магазинах. Этим способом собирают пожертвования большинство зрелых и авторитетных благотворительных организаций. К тому же объемы поступлений от этого метода пока никак нельзя назвать прибыльным бизнесом.
Посещать благотворительные мероприятия, на которых часто в числе приглашенных есть родители или близкие больного ребенка.
Читать «Крымский ТелеграфЪ». В рубрике «Спасти человека» мы общаемся непосредственно с родственниками больного, описываем степень заболеваемости, необходимое лечение и указываем прямые реквизиты близких.
Юрий АНДОЧКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 241 от 27 июля 2013 года
Еще статьи:
Не активисты, а аферисты?Как нас вербуютСаша мечтает о рыбалке и вкусной едеНа операцию нужно 156 тысяч долларовБлаготворительность в Крыму: филантропы и аферисты