Как вы отнесетесь к тому, что вашему ребенку вместо традиционных баллов учитель напишет в тетради или дневнике: «Молодец!», «Хорошо!» или «Можешь лучше!»? Думаю, положительно. Согласитесь, для учащихся младших классов такое оценивание подходит больше. Не травмирует, не отбивает охоту учиться, стимулирует к дальнейшим успехам. А об уроках пения, рисования, ритмики (где достижения напрямую зависят от природных способностей) и говорить нечего. Конечно же, лучше без оценок.Об этих и других особенностях новых государственных стандартов, вводимых в общеобразовательных школах, говорили на заседании Постоянной комиссии ВС АРК по образованию, науке, делам молодежи и спорту (председатель - Валерий Косарев).
Заместитель главы профильного министерства Владимир Буякевич пояснил, что представляют собой эти самые новые стандарты. Ставится другая задача, отметил он, не «пичкать» учащихся нужной и ненужной информацией, как это было в советской школе (теперь же объем материала сокращен на 20 %), а сориентировать на основах дисциплин, сформировать навыки получения знаний. В самом деле, ни для кого не секрет, как воздействует учебная нагрузка на детский организм, сколько хронических болезней у нынешних школьников. Стало быть, перемены к лучшему? Но не будем торопиться с выводами.
Членов комиссии волновал пункт новой программы, касающийся статуса русского языка. С одной стороны, приравнивание «великого и могучего» ко второму иностранному позволит, наконец, расширить его изучение. А с другой - кому нужны такие сложности? Замминистра успокоил: хуже не стало. «Мы идем к интенсификации общеобразовательного процесса», - подчеркнул он. У школ появилась возможность выбора. Русский можно ввести как второй иностранный (там, где ранее не изучался), факультативно (за счет вариативной части) или же перераспределить часы. Но с одним условием: не должно пострадать качество преподавания сокращаемого предмета. Руководители учебных заведений обязаны советоваться с родителями и принимать совместные решения.
- Я бы не сказала, что все так хорошо, — заметила секретарь комиссии, председатель Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» Сафуре Каджаметова. — Нельзя претворять в жизнь все, что спускают сверху. Надо, чтобы директора школ, глядя на пояснительную записку, могли правильно сориентироваться. Ведь пострадают в первую очередь дети. Большинство не в состоянии осилить даже один английский, а теперь появится еще и немецкий (известно, что порядка 70% школ выбрали именно его). Нужны высокопрофессиональные учителя, новые методики. Все это самым негативным образом скажется и на преподавании русского языка, изучение которого в последнее время пытаются всячески завуалировать.
Депутаты поддержали коллегу. Проблема в самом деле серьезная и вызывает большую тревогу. Так что же делать? Председатель комиссии ВС Крыма по взаимодействию с органами местного самоуправления в АРК Владимир Клычников, присутствовавший на заседании, высказал свою точку зрения: «Если дети будут изучать больше языков, значит, и часов потребуется больше. Причем распределять их лучше самим, делая упор на качество преподавания».
- Будем готовить письмо в Киев, — заключил Валерий Косарев. — Крым — особый регион. В соответствии с его спецификой надо разрабатывать региональные общеобразовательные планы. Необходимо настаивать на получении такого права. Русский, крымскотатарский языки должны входить в перечень обязательных предметов.
Члены комиссии рассмотрели еще один не менее важный вопрос — о профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма среди молодежи. Что требуется предпринять на местах? Выделяются ли средства? Владимир Буякевич доложил: по имеющимся данным (из отдела защиты детей прокуратуры Крыма), в текущем году заметно снизился уровень преступности среди несовершеннолетних. Однако — впереди летний период. Ожидается наплыв отдыхающих. Потребуются дополнительные усилия.
Заведующие секторами, отделами райгосадминистраций и горсоветов, приглашенные на заседание, бодро рапортовали о проводимых мероприятиях: беседах, лекциях, спортивных соревнованиях, индивидуальных и групповых занятиях с подростками, обследовании условий проживания трудных детей. Но депутатов интересовало главное: цифры, результаты. Семья, двор, школа… Сколько факторов может оказывать влияние на ребенка! Профилактика — это хорошо. Но действенны ли принимаемые меры?
- За каждым делом — большая, ответственная работа, — подвел черту Валерий Косарев. - Готовы ли участвовать в ней руководители органов власти на местах? Следует обратить внимание на ряд моментов, в том числе: предоставление сезонных рабочих мест для несовершеннолетних (возьмут подростка мыть машины на заправке — меньше будет слоняться по улицам), ограничение бесконтрольного времяпрепровождения детей после 23.00, рост так называемой «аптечной наркомании». Эти и другие проблемы требуют дальнейшего рассмотрения.
Вернуться к вопросу решено в конце сентября - начале октября, с учетом всех замечаний и предложений. На заседание комиссии планируется пригласить мэров городов, председателей райгосадминистраций.Автор: Елена Зорина