Всенародные выборы или принятие важных законопроектов теперь можно заменить «ручным» референдумом, по итогам которого будет принято нужное «заказчику» решение — к таким выводам пришли представители одной из украинских общественных организаций, презентовав на прошлой неделе в Симферополе свой анализ принятого в прошлом году Закона Украины «О всеукраинском референдуме». Подробности узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
В одни ворота
По информации авторов презентации, законопроект принимался в период послевыборных баталий на мажоритарных округах, и потому голосование прошло при полупустом зале и без всяких возражений. А между тем утвержденный законопроект по чистой случайности включил в себя целый ряд весьма сомнительных норм.
Так, например, инициировать всеукраинский референдум могут не менее двух тысяч единомышленников, собранных в одно время и в одном месте при обязательном присутствии члена Центральной избирательной комиссии, который подтвердит легитимность собрания. При этом затея считается успешной только в том случае, если спустя сорок дней после собрания организаторы предоставят каких-то три миллиона подписей в поддержку референдума.
Но если с определенной долей фантазии еще можно представить, что для людей «со стороны» задача эта из разряда выполнимых, то вот поручиться за результаты волеизъявления уже никто не сможет. В первую очередь потому, что наличие наблюдателей законом не предусмотрено и оригиналы протоколов на руки не выдаются.
Есть и парочка вспомогательных механизмов, а именно норма о том, что решения в комиссиях принимаются большинством от присутствующих, не уточняя, должны ли эти присутствующие собираться в самой комиссии или могут проголосовать за чашкой чая в расположенном напротив комиссии кафе.
Есть и другие интересные нормы — при голосовании на дому не прописана необходимость наличия подтверждающих документов, а журналистам нельзя ничего писать о таком референдуме, если инициативная группа предварительно не заключила со СМИ договор на освещение этого события. «Контрольным в голову» можно назвать статью, которая определяет, что решение референдума вступает в силу сразу после оглашения результатов без какого-либо обжалования.
Не все так страшно
Картина, безусловно, удручающая, однако, по отзывам экспертов, о большинстве законов можно писать аналогичные триллеры. Процесс установления диктатуры, к которой, по мнению общественников, может привести этот закон, в принципе не требует никакой легитимизации, поэтому у закона явно другие задачи.
Не видят пока серьезных угроз, судя по всему, и оппозиционные нардепы, которые, как правило, не упускают малейшего повода для блокирования работы Верховной Рады. Всерьез ситуация озадачила только Венецианскую комиссию, призванную давать международную оценку избирательному законодательству. Оно и понятно — прописанные в этом законе нормы и общепринятые стандарты организации волеизъявления, мягко говоря, сильно разнятся.
Однако и европейцы, высказавшие в отношении этого закона свое неприкрытое «фе», дальше этого идти не спешат, ведь Украина декларировала разработку и принятие Избирательного кодекса, который урегулирует процедурные моменты любых выборов и референдумов. Вот этот нормативный документ действительно будет определяющим для дальнейшей судьбы страны и уровня приверженности демократическим ценностям.
А отдельные, пусть и не всегда удачные, эксперименты по урегулированию вопросов волеизъявления граждан пока несут исключительно теоретическую угрозу и вполне практическую выгоду организациям, поднаторевшим в анализе богатого иллюстративным материалом украинского законодательства. Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 237 от 28 июня 2013 года
Еще статьи:
Нерабочий инструментЛюбовь Арзамасова:«Референдумом жители Массандровской громады показали, что ...Выборы курултая: первый чебурек – комомВ крымском парламенте нет диктатуры, – уверяет КонстантиновВыборы прошли...