Кому выгодна законодательная диверсия с упрощением регистрации прав на землю?
«Упрощение» порядка госрегистрации прав на земельные участки, которые с 2013 года закон разграничил на государственные и коммунальные, поставило страну и фермеров на колени. А все потому, что госакты, полученные гражданами, по сути, не дают им права свободно распоряжаться своими паями и участками...
А мы начнем все сызнова
Рескомзем Крыма рискнул провести общественные слушания по поводу законопроекта о внесении изменений в законодательные акты относительно совершенствования порядка госрегистрации прав на земельные участки государственной и коммунальной собственности в связи с их разграничением. Законопроект, предложивший упрощение процедуры, прошел в Раде первое чтение как по маслу. Однако изменения в закон уже стали настоящим национальным бедствием.
Закавыка в том, что закон, разграничивший государственные и коммунальные земли, признает право собственности на земельные участки лишь после того, как зарегистрировано право собственности государства или территориальной общины на эту землю, даже если вы ее давно приватизировали. Эта формальность, однако, добавила бардака в земельной сфере, а для многих стала фатальной. Миссии разделились — Рескомзем регистрирует госакты на участки, а свежесозданная Госслужба регистрации регистрирует сверх этого «право собственности» громады на эту землю.
«Упрощенная» законодательная диверсия
Как говорят в Рескомземе, чиновники задумывали махом «оформить» право собственности на все земли государственной и коммунальной собственности еще 10 лет назад, когда пытались нагрузить местные власти общим «актом коммунальной собственности». Но местные советы инициативу проигнорировали, потому сегодня всем, кому они раздали землю, придется лично обивать пороги Госслужбы регистрации. Не удивительно, что, по словам главного рескомземовца АРК Чабанова, это вызвало ажиотаж в упомянутой госслужбе. И читатель, наверное, догадывается почему. Дело в том, что регистрация упомянутых прав для органов власти проходит бесплатно, а для простых граждан влетает в копеечку.
Эта «упрощенка» оказалась наиболее болезненной для людей, обрабатывающих частные земельные паи сограждан, то есть для фермеров. Сегодня многие из них не могут зарегистрировать договоры аренды на паи, потому оказались фактически вне закона.
Показателен пример Симферопольского района, где фермеры тоже не могут пользоваться землей по договорам, потому что основная часть собственников паев, имея на руках госакты, не успели зарегистрировать участки в государственной регистрационной службе.
Их можно понять, если учесть, что собственники паев в основной своей массе — это бабушки и дедушки лет под 90, сельские пенсионеры из глухих деревень, которые не имеют транспорта, многие из них разъехались по городам. А регистрация земельного участка по «упрощенке» мало того что требует денег, так еще и их персонального присутствия. К тому же от них еще требуют каждый договор регистрировать у нотариуса, а это еще около 300 гривен. Где пенсионерам брать такие деньги? Потому владельцы участков не идут в регистрационную службу. Из-за этого договоры аренды на сегодня остаются фактически заблокированы, а фермерство по всей стране парализовано...
Сергей Тур, президент Ассоциации фермеров-землевладельцев Крыма:
«У людей есть госакты на паи — это уже документ! На основании этих документов мы регистрировали договоры аренды и таким образом уже по 10–15 лет работаем. Сейчас новый закон. Земельные ресурсы передали право регистрации договоров в регистрационную службу. Но здесь фермеру говорят: вы не имеете возможности зарегистрировать свои договоры, пока собственник не зарегистрировал свой участок. Если, скажем, по моему хозяйству, будь у меня возможность пойти в регистрационную службу без них и заплатить за них, что сегодня невозможно, дополнительно нужно заплатить как минимум 40 тысяч гривен. Это порядка 320 паев».
На деле, как возмущались участники общественных слушаний, каждый собственник должен брать госакт и идти в регистрационную службу и за 120 гривен получать еще один «вытяг», подтверждающий, что он хозяин своей земли. Видите ли, под предлогом того, что данных о госактах в их реестре нет, органы госрегистрации отказываются воспринимать госакт как документ, подтверждающий право собственности!
Забавно, что эти моменты, озвученные на общественных слушаниях, сильно удивили главного рескомземовца Крыма.
Александр Чабанов, председатель Рескомзема АРК:
«Они имеют доступ в нашу базу на уровне двух серверов в Киеве. Наши две системы между собой состыкованы. Они должны автоматически сами делать запрос между базами — и вообще не должны дергать людей! Не человек должен бегать. Законодательно это не предусмотрено. Мы же от этого специально уходили. А то, что они вытворяют, — это самодеятельность чистой воды!»
Александр Иванович не решился назвать эту самодеятельность попросту коррупцией.
Всех не пересадить
Теперь многие наши фермеры не могут посеять хлеб, посадить картошку, зато за милую душу могут посадить их... Ведь прокуратура может инкриминировать почти каждому из них «самозахват».
Сергей Тур:
«Каждый фермер висит сегодня под прокуратурой, потому что он обрабатывает землю, а договоры не зарегистрированы в силу вот этих изменений.
Человек, который выращивает продукцию на якобы самозахвате, платит налоги, просит: зафиксируйте землю официально, чтобы я был плательщиком налога по обработке земли. Но ему говорят: извините, она у вас не оформлена, мы не будем вам ее регистрировать, но если вы что-то вырастите, мы к вам завтра придем. Потому сейчас Крым и вся Украина зависла. Схема-то одна».
P. S. Сегодня наши фермеры бросают земли, на этих землях ничего не выращивается. Значит страдают и пайщик, и фермер, и государство, которое недополучит продукты, недополучит налоги. В результате страдают все, кроме чиновников.
Потому возникают большие подозрения, а не является ли нынешняя диверсия «по улучшению законодательства» преддверием земельных продаж? Ведь сегодня очень трудно отделаться от ощущения, что, парализуя национальных производителей, фермеров да и самих пайщиков, заинтересованные лица подготавливают украинские сельхозземли под покупателей, которые на старте давно ждут принятия закона о продаже земли... Мила ШИПШИНОВИЧ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 235 от 14 июня 2013 года
Еще статьи:
Янаки уверен: Рескомзем путается в законодательствеКто сказал, что земля умерла?Паника в границах ПЗП, или Хорошая мина Рескомзема при плохой игреПродажа сельхозземли – армия безработных?"Че те надо, чинуша?!" — "Власть и Земля!"