Новости Крыма

Социум → Потребитель

11.06.2013, 09:00 Просмотров: 595
Социум → Потребитель
Украинцы патентуют вешалки и воруют фотографии в интернете
За использование образа Чебурашки на евпаторийскую фабрику мягких игрушек подает в суд российская компания, выкупившая права на союзмультфильмовских героев, а крымские производители спичек судятся с харьковчанами за «кражу» рисунка гвоздики с этикетки. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» выяснял особенности защиты интеллектуальной собственности в Крыму и узнавал о казусах патентного права.
Чебурашки бывают разные...
В Крыму работает не более десяти патентных поверенных Украины — людей, оказывающих юридические услуги в области оформления и защиты прав интеллектуальной собственности. Цифра явно небольшая, особенно учитывая, что у Государственной службы интеллектуальной собственности Украины никакого представительства в автономии нет. А это значит, что людям, желающим оформить свои права, необходимо либо самим тщательно изучить официальный сайт (http://sips.gov.ua), чтобы понять все юридические тонкости этого вопроса, либо обратиться к патентному поверенному.
В крымской практике патентного права есть довольно любопытные случаи. Так, несколько лет назад на евпаторийского производителя мягкой игрушки — ЧП «Ипполитов» предъявила иск на 551 тыс. грн российская фирма, утверждающая, что нарушены авторские права, приобретенные компанией у Союзмульт­фильма в 2009 году. Российское предприятие, подписавшее договор со студией на производство знаменитых мультяшных героев, потребовало у евпаторийцев прекратить производство игрушки, похожей на Чебурашку, и ликвидировать уже произведенную продукцию.
Константин Омельчук, патентный поверенный Украины:
«Со стороны российской компании это была просто грязная попытка убрать конкурентов. Сейчас дело находится на стадии апелляционного рассмотрения в Севастополе. В скором времени будет последнее заседание, после которого, я уверен, россияне уйдут восвояси».
Из громких случаев патентный поверенный вспоминает ситуацию с крымским производителем спичек — предприятием «Валгер-Юг». Наверняка всем уже примелькалась этикетка на коробке с красной гвоздичкой на черном фоне, защищенная как товарный знак. Так что наши производители были крайне возмущены, когда увидели похожую картинку на спичках у харьковской фирмы, также зарегистрировавшей свой слегка измененный рисунок как товарный знак в Госслужбе интеллектуальной собственности. Свое право собственности крымчанам пришлось доказывать через суд. Правда, плагиаторы вовремя сообразили, что дело им не выиграть, так что сами отказались от патента, и права остались за крымской компанией.
По словам Омельчука, чаще всего нарушаются авторские права. Например, крымские фотографы уже воспринимают как норму то, что их работы практически постоянно используются без указания автора, однако редко кто из них обращается за защитой в суд. К слову, компенсация за нарушение авторского права составляет 10 минимальных зарплат, то есть на сегодняшний день обиженный фотограф (художник, поэт и др.) может получить 11 470 грн, но только в том случае, если сможет доказать свое авторство и факт нарушения.
Хитрость есть, ума не надо
Тем, кто решил оформлять права интеллектуальной собственности, следует знать, что процедура эта довольно длительная. Так, оформление авторских прав занимает три-четыре месяца, на регистрацию товарного знака понадобится около года, полезной модели и промышленного образца — от шести до девяти месяцев, на изобретение — 3-3,5 года!
Константин Омельчук:
«Это время необходимо для проведения экспертизы. Например, при регистрации изобретения проверяется мировая новизна в ретроспективе на 50 лет. Чтобы не было дублирования по другим странам, поднимают весь пласт информации из доступных источников».
Однако если вы хотите получать роялти (плату за использование запатентованного продукта), то совсем не обязательно что-то придумывать. Это наглядно доказал предприимчивый львовянин Виталий Голев, который запатентовал... вешалку для одежды! Так, плечики были зарегистрированы 25 января 2012 года под № 22682, после чего украинец стал требовать с импортеров плату за ввоз этой продукции. Но на этом он не остановился. Уже в этом году Голев оформил два патента на электрические лампочки. Впрочем, он не одинок в своем стремлении заработать на чужих изобретениях. Похоже, что во Львове настоящая эпидемия хитрости: братья Дмитрий и Кирилл Голиусовы являются владельцами патентов на планшетный компьютер, пробки от бутылок и зубочистки.
Как же возможны подобные казусы при столь длительных проверках? Все дело в том, что в данном случае самое главное — это формальное выполнение условий, а уж суть вопроса никого, видимо, в Госслужбе интеллектуальной собственности не интересует. По словам Омельчука, в таких случаях граждане просто используют «лазейки в законодательстве». Дело в том, что охранные документы на полезную модель или промышленный образец выдаются без проверки на мировую новизну, для регистрации важно, чтобы подобный патент не выдавался до этого конкретно в Украине.
При этом специалист отмечает, что подобные документы выдаются «без гарантии действительности под ответственность заявителя», что означает: кто-либо может опротестовать данное решение и отменить патент после соответствующей экспертизы.
Кормушка для паразитов?
Не стоит думать, что такое возможно только у нас в стране. И подобные прецеденты не остались без внимания мировой общественности. В разных странах мира уже давно развивается движение, выступающее против прав интеллектуальной собственности. Сторонники так называемой неавторской культуры считают защиту авторских прав кормушкой для паразитов, объясняя, что кто угодно может назначить плату за какой-либо продукт и безбедно существовать, наживаясь на этом. Тут и злосчастный Чебурашка вспоминается, права на изображение которого оказались лишь у одной-единственной компании, при том что качество этой игрушки может быть далеко не идеальным.
К слову, существует даже специальный термин «копилефт» — в противовес «копирайту». Так, если копирайт защищает авторские права, то копилефт предусматривает неограниченное право каждого человека использовать и распространять как исходное произведение, так и его доработанные варианты.
У патентных поверенных подобные движения восторга не вызывают. Но, похоже, копилефт у нашего народа пользуется пока большей популярностью, чем защита интеллектуальной собственности.
Право на борщ
В разных странах мира в последнее время все чаще берутся патентовать национальные блюда. Так, в 2011 году Национальный центр интеллектуального имущества Грузии оформил патенты на 30 наименований национальных продуктов, среди которых значатся хачапури, чача и сулугуни. А в прошлом году Стамбульская ассоциация торговцев запатентовала симиты — бублики с кунжутом. После чего в Украине велись разговоры об оформлении патентов блюд национальной кухни, но и до сегодняшнего дня борщ и вареники остались «бесхозными». Евгения КОРОЛЕВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 234 от 7 июня 2013 года
Еще статьи:
Как подарить комнату?Есть ли жизнь без... БТИТак есть ли право у ялтинского горсовета распоряжаться имуществом санатория ...Инвестируйте, Господа!Опасные игры
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 222324
252627