Впервые за все время крымские татары решили формировать состав своего парламента методом всеобщего голосования. По каким правилам проходят выборы, сколько уже выявлено нарушений и грязных технологий, а также кто претендует на большинство в курултае шестого созыва, разбирался еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Выборы новые, система старая
Модель голосования за делегатов курултая, предложенная крымскотатарским избирателям, кардинально отличается от украинских аналогов и уж точно от предыдущей схемы формирования высшего органа, в которой все решалось по разнарядке лидеров меджлиса, за закрытыми дверями и без учета интересов рядовых граждан.
Поскольку монополия Мустафы Джемилева на политическую деятельность от имени всего народа перестала устраивать этот самый народ, в последнее время среди крымских татар стали набирать вес оппозиционные к Джемилеву силы типа «Милли Фирка» или «Аркъадаш». А тут как раз подошло время выбирать новый состав курултая, и стало понятно, что старая схема комплектования парламента вызовет серьезное недовольство, поэтому срочно потребовалось выдумывать что-то новенькое.
Долго гадать не стали — всеобщие выборы делегатов оказались оптимальным вариантом, потому что, с одной стороны, ни у кого не будет претензий к лидерам меджлиса относительно состава курултая, который выбирает весь народ, а с другой — при грамотном подходе эти самые лидеры и по новой схеме сумеют укомплектовать «своими» людьми большинство в национальном парламенте.
Положение под себя
А чтобы с «комплектацией» сомнений не возникало, появилось положение «О выборах делегатов курултая крымскотатарского народа», в котором почему-то оказалось много белых пятен и всевозможных лазеек. Это выглядит тем более странно, что уже существует обширная база украинского законодательства, в которой прописаны самым подробным образом любые механизмы избирательного процесса.
В такой ситуации самым прагматичным и логичным решением было бы определить правила голосования на базе одного из украинских законов, но это, по всей вероятности, не входило в планы авторов Положения, заложивших в документ целый ряд инструментов, позволяющих регулировать результаты волеизъявления, что называется, в ручном режиме.
Например, не вполне детально прописана процедура подсчета голосов. Кто и как будет подсчитывать бюллетени — это остается на усмотрение местных комиссий. Другой недоработкой, позволяющей сохранять контроль в вопросах формирования курултая, оказалось отсутствие упоминаний о печатях окружной и участковой избирательных комиссий. Печатями, как правило, заверяются протоколы с итогами голосования, однако в Положении этой нормы нет.
Эти и другие хитрости дают знающим людям самый широкий простор для фальсификаций — можно, к примеру, посчитать на участке бюллетени, подписать протоколы, а потом, по пути в окружком, написать новые и подделать подписи членов комиссии. Кстати, скандал с пересчетом голосов на участках в Джанкойском районе, вероятнее всего, оказался связан именно с этой технологией.
Голосуй не отходя от кассы
К слову, это оказалась не единственная технология, которую принялись «обкатывать» на первых же выборах. Независимые наблюдатели отметили еще несколько интересных тенденций. Так, в одном из сел Сакского района один избиратель пришел и узнал, что он уже, оказывается, проголосовал — в списке против его фамилии стояла галочка и чья-то неразборчивая подпись. И хотя члены комиссии уверяют, что произошло недоразумение, судя по отметкам против фамилий, это так называемый значок — технология, по которой член комиссии выдает бюллетени за тех избирателей, которые, скорее всего, не придут голосовать.
Однако, по мнению экспертов, значительную часть нарушений все же стоит связывать не со злым умыслом, а с безграмотностью членов участковых комиссий. Так, в одном из алуштинских сел комиссия решила, что будут выдавать бюллетени всем без паспортов, прямо нарушая Положение о выборах. А в Коктебеле два члена участковой комиссии во время процесса голосования встали и ушли по своим делам, оставив «на посту» двух коллег и, по сути, сорвав выборы — потому что минимально допустимый предел для кворума составляет три персоны.
Но всех переплюнули представители избирательной комиссии в одном из сел Первомайского района, которые взяли урну для голосования на дому, подъехали к ближайшему магазину и предлагали всем покупателям проголосовать, что называется, не отходя от кассы. По отзывам независимых наблюдателей, такой «маркетинговый» ход в их практике доселе ни разу не встречался.
Без нарушений?
Со стороны весь этот веселый процесс напоминает что угодно, только не выборы, однако центризбирком курултая делает хорошую мину при плохой игре и отмечает «единичные случаи» нарушений, которые не повлияли на результаты волеизъявления. Ничего удивительного в этом нет — глава ЦИК Заир Смедляев до последнего времени возглавлял секретариат меджлиса и пару лет назад даже получил по шапке, защищая Мустафу Джемилева от импичмента.
Однако, как оказалось, такое положение дел устраивает не только джемилевский предвыборный блок «Миллий Хакъ» вкупе с техническими промеджлисовскими партиями типа «Яшлар Шурасы» или «Адалет», но и целый спектр новых политсил, образовавшихся вокруг региональных лидеров и крупных предпринимателей.
Так, за счет Сакского района хорошо вышел вперед «Инкишаф», который возглавляет депутат райсовета Эскендер Билялов. Претендуют на ощутимые квоты в парламенте за счет «своих» регионов и в объединении «Маарифчи» депутата крымского парламента Сафуре Каджаметовой, а также партия борцов, связанная с именем главы Крымской федерации национальной борьбы куреш, российским бизнесменом Ленуром Ислямовым.
Так что, несмотря на перипетии по ходу голосования, выборы этого созыва вряд ли грозят Джемилеву и его команде потерей «контрольного пакета», а лишь заставят немного потесниться, уступая место лоббистским структурам, с которыми чаще всего можно договориться.
С учетом вышеперечисленного делать точные прогнозы относительно того, кто и в союзе с кем будет формировать политику курултая и состав нового меджлиса, пока не представляется возможным. Однако, судя по пестрой предвыборной палитре, скучно и однообразно в крымскотатарском политикуме уже не будет. Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 230 от 10 мая 2013 года
Еще статьи:
Выборы прошли...Маразм крепчал…Выборы в России: фальсификации и акции протестаНе потеряй свой голосПредвыборная разведка боем