Как отразятся на крымском авторынке новые пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства
13 апреля в Украине повысятся ввозные пошлины для иномарок. Эту новость слышали многие, но поняли только одно: автомобили подорожают. Каких именно иномарок коснется нововведение и на сколько подорожают автомобили? Ситуацию на крымском авторынке изучал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Цена вопроса
Воскресный авторынок Симферополя кипит. Свободных мест немного, несмотря на то что покупателей и продавцов в последние годы здесь становится все меньше. Многие уходят в интернет, что позволяет экономить время и деньги. Эксперты утверждают, что предложение о повышении пошлины лоббировали те, кто не выдерживает конкуренции, — отечественные корпорации «Богдан», «УкрАвто», «Еврокар». Ввозная пошлина вводится на автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,2 литра. Так, для иномарок с двигателями объемом 1,0–1,5 литра к существующей 10%-ной пошлине добавится 6,46%, объемом 1,5–2,2 литра — 12,95% .
Михаил Смолянов, депутат ВС АРК, президент группы компаний «Автодель»:
«На каждую машину цена будет повышаться отдельно. На дорогие иномарки цена возрастет больше чем на восемь тысяч долларов, на более бюджетные — на три-четыре тысячи. Например, новая модель „Рено Логан“ сегодня стоит 98,3 тысячи гривен, а будет стоить 124 тысячи. Создается преференция производителям, которые ничего нормального не производят».
Новшества не ударят по премиум-брендам
Не стоит думать, что тот, кто не успел приобрети иномарку по старой цене, пересядет на «Запорожец», говорят эксперты. Тем не менее покупателей станет значительно меньше, по крайней мере на какое-то время. Повышение ударит только по автомобилям средней стоимости и не будет ощутимо на премиум-брендах. Состоятельные покупатели не отдают за дорогой автомобиль последние деньги, утверждает Михаил Смолянов. Так было во время кризиса 2009 года, когда рынок продаж новых автомобилей почти остановился, но премиум-бренды устояли, потому что спрос на них не изменился. А вот на автомобили недорогие, бюджетные, люди, как правило, годами собирают деньги, и повышение даже на три-четыре тысячи долларов окажется им не под силу. «Не будет ли такого, что автодилерам придется снижать свой процент, чтобы как-то уравнять цены и удержать покупателя?» — поинтересовались мы у крымского дилера.
Михаил Смолянов:
«Такого не будет. Объясню почему. Производитель опускает автомобили по определенной стоимости. Например, „Рено“ заявляет, что его автомобиль, грубо говоря, стоит пять тысяч евро. Он больше зарабатывать не будет. Но есть маржа импортера и наш процент, процент дилеров. Это в общем-то коммерческая тайна. Но наша маржа составляет на разных автомобилях от трех до шести процентов. Нам двигаться абсолютно некуда. Импортер зарабатывает больше, чем мы, дилеры. У него есть зазор, куда двигаться, но вряд ли он это будет делать».
Самый ходовой товар — «Жигули»
Для повышения таможенной пошлины, считают эксперты, должен быть создан инвестиционный климат. Например, в следующем году планировалось поставлять на украинский рынок бюджетные автомобили Datsun (марка японских автомобилей, которую до 1986 года выпускал Nissan). Около сорока лет назад марка «обанкротилась», однако спустя десятилетия проект решили возродить и продвигать на украинский и российский рынки. После переговоров, рассказывают специалисты, Nissan отказался от этой идеи, посчитав проект нерентабельным в том числе из-за повышения ввозной пошлины.
Между тем торговцы автомобилями полагают, что благодаря повышению пошлины увеличатся объемы продаж подержанных машин. Однако сегодня объем вторичного рынка в Крыму и без того превышает первичный в три раза. Точной статистики в автономии нет; по крайней мере, ни пресс-служба ГАИ, ни специалисты МРЭО не смогли ответить, какие автомобили ставят на учет больше — отечественные или иномарки, новые или подержанные. По наблюдению самих автодилеров, в период кризиса 2009 года продажа новых автомобилей составляла примерно 19%. Сегодня ситуация изменилась: 32–35% — новые, а остальное — вторичный рынок. Повышение ввозной пошлины существенно не повлияет на рынок бэушных автомобилей.
Михаил Смолянов:
«Жигули» — самый выгодный товар с точки зрения рентабельности. Заработок небольшой, а рентабельность очень высокая. Любой человек, купивший три-четыре года назад «Жигули», сегодня берет за них столько же. Для сравнения: новая машина BMW, купленная за 100 тысяч евро и поставленная на учет, на следующий день стоит 70 тысяч евро. Самыми продаваемыми автомобилями сегодня являются те, которые стоят от 10 до 18 тысяч долларов, независимо от того, в какой стране они произведены».
Грузовик превращается... в элегантное авто
Изменились правила ввоза, подорожала растаможка подержанных автомобилей, но рынок машин меньше не стал. Торговцы, или, как их в быту называют, «барышники», разработали несколько схем — какая-то сложнее, какая-то проще, но дороже, — однако импортные машины пересекают границы и покупаются украинцами. Даже на авторынке Симферополя приблизительное соотношение продавцов следующее: хозяев — 60%, перекупщиков и перегонщиков — 40%. С одним из «барышников» удалось побеседовать журналисту газеты «Крымский ТелеграфЪ».
Александр, перегонщик автомобилей в Симферополе:
«Растаможить дорого, но мы их берем дешево. Например, „Шкода Октавия“ 2006–2007 года в Германии или Голландии стоит примерно три тысячи евро. На границе за растаможку нужно заплатить порядка шести тысяч долларов. С учетом пригона она обходится в 10 тысяч долларов — это покупка и оформление. А у нас мы продаем ее за 13–14 тысяч. Новая стоит 21–22 тысячи долларов».
Михаил Смолянов рассказал также, что существует практика завозить машины по частям, когда снимают кузов, двигатель, ввозят, а в пределах границы собирают и продают. Такой автомобиль узаконить сложнее — разве что за взятки. Есть еще так называемый временный ввоз. Например, автомобиль покупается и регистрируется в Словакии, Польше или в Прибалтике, ездят на нем в Украине, раз в год вывозят, ставят на границе печать и эксплуатируют дальше. Таким способом не гнушаются те, кто хочет иметь дорогую машину за маленькие деньги и при этом не боится рисковать, так как авто является собственностью той страны, где оно зарегистрировано. Нет гарантии, что владелец сможет им пользоваться постоянно. Например, в начале 2000-х годов на крымских дорогах появилось много автомобилей с польскими и прибалтийскими номерами. Со временем их запретили, и все те, кто «попался», не успел «растаможить» и переоформить автомобиль в Украине, потеряли деньги.
До 1 января 2013 года работала еще более выгодная схема: преобразование грузовика в пассажирский транспорт. Например, растаможка «Рено Кенго» (распространенный во Франции почтовый автомобиль) или «Мерседеса Вито» (за границей — грузовой фургон) обходилась предпринимателям в 1,5–2 тысячи долларов, седана — около четырех тысяч, рассказывают торговцы. Но люди приловчились: границу пересекала грузовая машина, потом недалеко от границы ее модифицировали (ставили сиденья, стекла, систему кондиционирования и т. д.) и оформляли как пассажирскую. Сейчас эту практику запретили — то есть если в Украину «заходит» грузовик, то он им и остается.
Альтернатива пошлине есть
В последние годы авторынок стал уходить в интернет. Продавцы и покупатели все больше пользуются сайтами автобазаров, несмотря на то что услуги реального авторынка в Симферополе невелики. Возможно, с поднятием ввозной пошлины рынок подержанных авто оживет.
Алексей Васюков, директор симферопольского авторынка «ЧП «Черномор Плюс»:
«Рынок не оживет, а поднимутся цены, но пока тяжело сказать, на сколько. Сегодня ажиотажа нет, но когда введут новые пошлины, народ начнет считать деньги. О спросе трудно говорить, но скажу так: продаются автомобили стоимостью или до трех тысяч долларов, или более тридцати тысяч долларов».
Однако обойти повышение и легально приобрести иномарку за «нормальные» деньги сегодня тоже можно. Бензиновым двигателям есть альтернатива — дизельные, цена на которые не повышалась. И пока в Украине не смогли составить им конкуренцию, эксперты рекомендуют пересаживаться на дизельные автомобили, новая пошлина на которые не распространяется. Вера НАДЕЖДИНА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 227 от 12 апреля 2013 года
Еще статьи:
Так кто кому должен?Топ-5 самых дорогих автомобилей украинских футболистов50 тыс. долларов коту под?..Отмена техосмотраБереги «перед» авто от чужого «зада»