Новости Крыма

Отмена техосмотра

02.05.2011, 13:04 Просмотров: 2377
Отмена техосмотра
Это перекроет коррупционный канал в миллиард гривен
Недавно президент Украины Виктор Янукович инициировал отмену техосмотра для частных легковых автомобилей. Этот законопроект отбирает у ГАИ право проверять техническое состояние автомобилей и даже не передает его частным фирмам, как это было в предыдущем законопроекте, который уже рассматривали депутаты и не поддержали.
По мнению экспертов, инициатива президента имеет все шансы на жизнь. Мы пообщались с защитником прав автовладельцев, юристом Александром Карабиным, который рассказал «КТ», почему ГАИ против отмены техосмотра и каких подвохов от гаишников ждать автомобилистам.
— Сейчас в Верховной Раде рассматривается законопроект об отмене тех-осмотра. Для всех ли автомобилей он будет отменен?
— Нет, только для легковых, а также мотоциклов, мопедов и мотоколясок. Но если легковой автомобиль используется в коммерческих целях, то его владелец должен проходить техосмотр, как и раньше, — раз в два года. Все останется по-прежнему для водителей грузовиков и такси — им придется проходить проверку ежегодно, а водителям автобусов, маршруток и машин, перевозящих опасные грузи, — два раза в год.
— А как же старые автомобили, которым по 20-30 лет? Они ведь сами по себе опасны для участников дорожного движения?
— Какая самая распространенная марка в Украине? По-моему, «Жигули». Причем не самой последней модели. А по статистике лишь 1% ДТП происходит из-за неисправностей автомобилей. Чаще аварии случаются в гололед из-за стертой или летней резины, непригодной для зимней езды. Но это уже другой вопрос. Например, в Правилах дорожного движения запрещается эксплуатация автомобиля, если высота протектора шин менее 1,6 миллиметра. Если начать останавливать подряд все машины в Симферополе и замерять линейкой протекторы, то каждая четвертая не пройдет такую проверку.
— Может быть, сейчас такая статистика потому, что автовладельцы вынуждены поддерживать свои машины в исправном состоянии, опасаясь не пройти техосмотр? Лучше вложить деньги в ремонт, чем платить по несколько раз за диагностику. Не останутся ли через три - четыре года на дорогах одни дымящиеся консервные банки?
— Мне кажется, водители не сумасшедшие, чтобы так убивать свои машины. У меня у самого автомобиль, так я его берегу как зеницу ока. Не зря же ходят анекдоты про автолюбителей, которые любят свои тачки больше, чем жен! Я и так и так свою ремонтирую, когда в ней начинает что-то скрипеть или стучать. А если нет денег, ставлю в гараж до получки и пересаживаюсь на маршрутку. Отмена техосмотра для меня будет серьезной экономией — каждые два года по полторы тысячи гривен, неделя свободного времени и целые нервные клетки…
— Сколько сейчас стоит техталон без фактического прохождения техосмотра?
— По-разному, в зависимости от того, какие у вас связи. Если делать через посредника, будет дороже. Проще всего приехать на станцию и заплатить деньги инспектору. 400 гривен — и талон вам выписывают на месте. Но при этом нужно было предоставить квитанцию об уплате транспортного сбора, ксерокопии всех документов и самое главное — медицинскую справку. Пока ее не отменили, без этой бумажки договориться было тяжело. По-моему, это в вашей газете была статья о том, что у медиков отобрали шоферскую кормушку. Чистая правда. Гаишники не имели к этому отношения. Видимо, у руководства ГАИ были договоренности с министерством здравоохранения. Если подсчитать, сколько водителей за последние годы купили медицинские справки, и умножить ее (справки) стоимость, где-то порядка 300-500 гривен, на это количество медсправок, получатся сумасшедшие деньги. По оценкам экспертов, ежегодно объем неофициальных коррупционных платежей при проведении техосмотра составляет сумму около миллиарда гривен. Правительство правильно решило — поскольку бороться с коррупцией в нашей стране бесполезно, проще все это отменить.
— Неужели теперь у гаишников совсем не будет повода для левого заработка?
— Почему же? Никто не отменял штрафы за нарушение правил дорожного движения. Когда увеличили ответственность, возросли и взятки. Чем бегать по судам и платить в кассу 300 гривен за превышение скорости, проще договориться на месте и отдать сумму в два - три раза меньше. А представьте, сколько гаишников, задействованных в «бумажной» работе, вый-дут на улицы и займутся организацией дорожного движения! Это более тысячи человек. Я думаю, что после отмены техосмотра контроль на дорогах ужесточится.
— Так теперь за неисправности будут штрафовать на дороге?
— Проверять техническое состояние машины ДПС не уполномочена. Инспектор же не будет проводить техосмотр прямо на дороге! У него нет для этого необходимых приборов. Он может придраться только к видимым неисправностям — например, если не горит фара. Но согласно правилам, вы имеете право двигаться дальше, до ближайшей станции, прижавшись к правому краю и включив аварийку.
— Работники ГАИ считают, что из-за отмены техосмотра исчезнет механизм государственного контроля за автомобилями, а государственный бюджет потеряет прибыльную статью в доходах. Как вы это прокомментируете?
— О каком контроле может идти речь, если большинство водителей, как я уже говорил, покупают талон! При чем здесь контроль и техосмотр? Когда автомобиль ставят на учет, он и так попадает в базу ГАИ. А если меняется собственник, эта информация снова попадает в ГАИ. Зачем гаишникам знать техническое состояние автомобиля? Что касается второго вопроса, по поводу статьи в бюджете, так вот основные средства, которые собирались с владельцев транспортных средств, — это дорожный сбор. Но, во-первых, он шел не в государственный бюджет, а в местные бюджеты на ремонт дорог. Поэтому сбор и называется дорожным. Во-вторых, эти деньги уже заложены в акцизе на бензин. Правильно сказал один из министров: «Платить должны те, кто ездит по дорогам, потому что они же их и портят». Это мировая практика. Так что недовольство работников ГАИ, по-моему, связано с той причиной, о которой мы уже говорили.
— Как вы думаете, поддержат ли депутаты законопроект об отмене техосмотра?
— Поскольку он инициирован самим президентом, я думаю, да. Виктор Янукович неоднократно говорил о том, что техосмотр никому не нужен. Помните, еще в январе глава государства пригрозил министру внутренних дел красной карточкой, если в ближайшее время тех-
осмотр не отменят и над людьми будут продолжать издеваться. Он прекрасно понимает, что большая часть водителей просто покупает талоны. И какую бы ответственность за взяточничество ни вводили, коррупционная схема все равно будет работать. К тому же многие депутаты из Партии регионов поддерживают такую инициативу.
Денис СИМОНЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей
материал опубликован в "КТ" № 129 от 29 апреля 2011 года
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18192021
22232425262728
293031