Наши вузы не ругал только ленивый: расплодили сотни университетов со статусом национального, придумали кучу «красивых» специальностей, наштамповали дипломов, а брать на работу некого, реформы ограничились только косметическим ремонтом. И вообще, мы безнадежно отстали от просвещенной Европы. Перечислять можно долго.Редко кто задумывается, что мы сами виноваты во многих бедах. Да, наше высшее образование хромает, но в ЕС платят деньги за учебу, а у нас - дабы «откосить» от зачетов и экзаменов. Школяры берут инициативу в свои молодые руки и предлагают педагогу мзду - зачем, мол, учиться, если отметку можно купить? Такой рыночный подход девальвировал отечественные дипломы.
Когда речь заходит о вузах, в уме всплывают вечные русские вопросы: «Кто виноват и что делать»? В странах с устоявшейся демократией и развитым гражданским обществом образование всегда было вне политики. У нас с точностью до наоборот: любой вопрос политизируется от первого до последнего слова. В Верховной Раде Украины зарегистрировали аж три законопроекта «О высшем образовании». Первый подготовили народные депутаты от ПР Сергей Кивалов, Григорий Калетник и Николай Сорока. Оппозиция решила не отставать от «паровоза». Так появился альтернативный документ, подписанный Арсением Яценюком и такими «крупными» специалистами в гуманитарных вопросах, как Олег Тягнибок и Виталий Кличко. Третий проект зарегистрировал нардеп Виктор Балога. Чем вызвано такое внимание? Для оппозиционеров - это очередной повод для политического пиара в духе «сделаем украинское образование ближе к Европе». Гуманитарные темы - благодатная почва для политических игр. С другой стороны, администрации университетов и профессорско-преподавательский состав в один голос утверждают: законодательную базу нужно совершенствовать, некоторые документы безнадежно устарели.
Проекты законов о высшем образовании обсуждали на заседании Центра законодательных инициатив ВС АРК под руководством заместителя председателя Верховного Совета Крыма Григория Иоффе. В мероприятии также участвовали постоянный представитель Президента Украины в АРК Виктор Плакида, глава Постоянной комиссии парламента по образованию, науке, делам молодежи и спорту Валерий Косарев и руководители ведущих вузов республики. Открывая заседание, Г. Иоффе обратил внимание на основные проблемы отрасли: качество подготовки специалистов, дальнейшее их трудоустройство, доступность высшего образования, развитие науки и т. д.
Крымские учебные заведения не остались в стороне от процесса. По словам В. Косарева, они подали свои предложения по совершенствованию законодательной базы. Обсуждение было содержательным и активным. Специалистов волновали такие вопросы: автономия вузов, в том числе возможность самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами, возвращение практики вступительных экзаменов, перспективы совмещения научной и преподавательской работы, внедрение системы рейтингов университетов и многое другое.
Крымские проректоры настаивают - вузы должны участвовать в отборе студентов. С одной стороны, процедура внешнего независимого оценивания знаний наступила на «хвост» коррупционерам, но при этом никто не определяет, насколько абитуриент предрасположен к выбранной специальности. Руководитель Симферопольского регионального центра оценивания качества образования Юрий Ильин полагает, нужно ввести систему рейтинга университетов и разрешить первой «пятерке» или «десятке» проводить собственный отбор. Ребята будут стремиться в более престижные и рейтинговые вузы, а заведения «второго дивизиона» постепенно закроются. Одним выстрелом убиваем двух зайцев. Университетскую братию такой вариант не устраивает. Возникает вопрос: «А судьи кто»? Кто будет формировать критерии рейтинга и контролировать их соблюдение? Лишь бы такие инициативы не стали благодатной почвой для злоупотреблений.
Первый проректор Одесского университета внутренних дел Сергей Кузниченко предложил исключить из закона образовательно-квалификационный уровень «младший специалист». По его словам, выпуск «младших» был лазейкой для слабых вузов, которые стремились получить статус университетов. Проректор по научной работе НАПКС Николай Любомирский высказал идею, которую давно обсуждают в профессиональных кругах: присваивать только одну научную степень доктора, как это делают в ЕС. Кроме этого, полагает проректор, вузы должны иметь расчетные счета и самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами. В минувшем году академия положила в свою копилку около миллиона гривен, но вправе была потратить не более двух сотен тысяч.
Депутат республиканского парламента Ольга Ковитиди назвала проект закона, подготовленный под руководством нардепа Сергея Кивалова, оптимальным. По ее словам, нельзя ограничиваться только системой ВНО, абитуриенты по собственному желанию могут сдавать и вступительные экзамены. Проект демократично подходит к определению языка обучения, что всегда было важно для крымчан. О. Ковитиди напомнила, что в ст. 5 документа сказано, что этот вопрос решается на основании Конституции Украины и законодательства о языках.
По итогам заседания Григорий Иоффе поручил профильной комиссии парламента автономии совместно с юридическим управлением Секретариата ВС АРК обобщить поступившие предложения для их дальнейшего направления в Верховную Раду Украины.Автор: Захар Смелый. Фото Дарьи Самсоновой.