Люди с психическими заболеваниями: кто они — изгои или естественная часть социума?
В Крыму количество душевнобольных официально составляет 10% от общего числа проживающих на полуострове. Из них 1% — шизофреники. Какие права имеют психи в нашем обществе, и что делать после получения «желтой» карточки — разбирался «КТ».
История. Цвет психов и проституток
Откуда появилось это название: желтая карточка? Самая популярная версия — из-за цвета стен в психбольнице. Раньше считалось, что бледно-желтый цвет успокаивает. Его и сейчас используют при лечении психоневроза. Хотя вряд ли обшарпанные желтые стены в наших больницах могут кого-то успокоить. Разве что если биться о них головой до потери сознания.
Кстати, первые «дурки» появились на Ближнем Востоке еще в 705 году. Родиной психиатрических больниц стал ныне разбомбленный Багдад. В Старом Свете идея объединить всех душевнобольных в застенках спецзаведений созрела лишь в начале XV столетия. Как раз на территории Европы свирепствовала Святая инквизиция, поэтому особой толчеи в больницах не было. Буйные психи торжественно сгорали в «небесном» пламени на центральных площадях городов под завывания толпы или умирали в пыточных камерах, обвиненные в ереси. А в это время их «коллеги» писали трактаты о том, как надо пытать и наказывать. «Молот ведьм» — бессмертное творение доминиканских монахов Крамера и Шпренгера. В наше время место в «желтом» доме им было бы гарантировано.
Зато в России с 1721 года «желтый» билет давал право на легальную проституцию... Помните роман Достоевского «Преступление и наказание»? «Дочь моя по желтому билету живет-с» — говорил Мармеладов. А мы, наивные, думали, что у Сони «крыша поехала». Ан нет. Выдавался билет в обмен на паспорт. Причем девушка, кроме как проституцией, ничем иным не имела права заниматься.
Работа — не волк
Психи имеют такие же права, как и мы. Они могут устраиваться на работу, учиться и размножаться. Все зависит от их состояния. Сейчас умалишенные могут работать везде. Но надо учитывать, какими душевными расстройствами человек страдает. Например, неврозы. Любой больной на период обострения получает больничный лист. Но это у нас, а в странах Евросоюза человек, страдающий такими заболеваниями, получает нерабочую группу инвалидности и работать просто не может. Что же касается так называемых больших психических расстройств: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия, то здесь есть множество нюансов. Например, для того чтобы поставить диагноз «шизофрения», человека необходимо пронаблюдать в течение года. Данный диагноз ставится только комиссией врачей.
Тут стоит еще акцентировать внимание на том, что даже если человеку поставили диагноз «психоз», то еще не факт, что пациент не вылечится. В 90% случаев психоз проходит. Инвалидность назначается только в том случае, если психозы обостряются и переходят в стадию непрерывного течения. Представьте себе, что у человека параноидная симптоматика: ему кажется, что все вокруг за ним следят. Как такой человек может работать? Или просто «благодаря» галлюцинациям (обычно голосовым) он начинает наносить предприятию, на котором работает, немалые убытки.
Николай Никифоров, врач-психиатр первой категории:
«В моей практике был случай, когда один из пациентов работал служащим в банке. Во время очередного обострения он, под влиянием галлюцинаций, просто начал раздавать кому ни попадя кредиты. Не проверяя ни документов, ни кредитных историй, не требуя паспорта. То есть товарищ наносил банку довольно большой ущерб. Другая ситуация: если человек отдает себе отчет, что он болен. Был описан случай, когда водительница трамвая где-то в Европе страдала галлюцинозом. Врачи поставили диагноз «шизофрения». Несмотря ни на что, она могла подавлять в себе приступы болезни и вполне нормально справлялась со своими обязанностями. Да, были отклонения в поведении, но не такие значительные и неопасные для жизни окружающих. Голоса были, но она на них просто не обращала внимания.
Существуют и подводные камни в данном случае. Предприятие, которое берет на работу больных людей, получает налоговые льготы. Правда, после приема на работу душевнобольного не имеют права уволить из-за этого недуга. Должны быть другие причины.
Давая жизнь себе подобным
Не стоит думать, что все люди с психиатрическими расстройствами опасны. Обычно человек, страдающий подобными расстройствами, на улице тихий и спокойный. Не исключено, что дома он тиран, и обращается со своими близкими как ему хочется. Душевнобольной никогда не нападет на человека, если тот не проявляет агрессии или если нет шанса на победу в неравном поединке. На самом деле шизофреники имеют гораздо больший потенциал, чем нормальные люди. Они легче усваивают информацию, их мозг работает гораздо активней. Но они склонны к преувеличению. Может наступить такой момент, что работа мозга будет настолько активна, что человек не будет успевать формулировать мысли, и в голове просто будет образовываться «словесная крошка». Но такие случаи крайне редки.
Обычно человек, страдающий психозом, с каждым днем все острее воспринимает приходы бредовых и галлюцинаторных состояний. Бывает такое, что заболевание становится не эпизодическим (то есть обострение раз в два-три года), а постоянным. Но и при этом бывают ремиссии — это такое состояние, при котором все эти симптомы не исчезают, а просто притупляются.
Николай Никифоров, врач-психиатр первой категории:
«Никто не лишает этих людей права учиться и размножаться. Но необходимо понимать, что такая болезнь, как шизофрения, передается генетически. Стоит ли рожать на свет человека, который будет нести на себе такое бремя? Если болеет шизофренией мать, то вполне возможно, что отношение к ребенку будет просто нестерпимое. Или чрезмерное внимание или наоборот — полное безразличие».
Независимо от того, болен человек или нет, он обладает всеми правами, закрепленными в Конституции нашей страны. Они такая же неотъемлемая часть социума, что и другие, вроде как нормальные. Хотя, как говорят врачи-психиатры, у всех у нас есть отклонения – стоит лишь присмотреться…
Сергей СВЕТЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 128 от 22 апреля 2011 года