Новости Крыма

Социум → Здоровье

08.02.2013, 14:26 Просмотров: 824
Социум → Здоровье
Родители детей-инвалидов боятся инклюзивных школ
За последние пять лет в Крыму появилось 125 инклюзивных классов, то есть таких, где ребята, имеющие инвалидность, учатся вместе со здоровыми детьми. Однако родители уверены, что это лишь начало — подобных классов недостаточно, любая школа должна быть доступной для ребенка с ограниченными возможностями.
Есть начало, нет конца
Пять лет назад в Украине стартовал проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями» при финансовой и информационной поддержке Канадского агентства по международному развитию. Представители агентства говорят, что просто пошли навстречу родителям и общественным организациям из Украины, которые были озабочены решением этой проблемы.
В качестве пилотных было выбрано два региона страны — Львовская область и Крым. И сразу же родители заволновались: как эти нововведения отразятся на обычных учениках, не пострадает ли учебный процесс от подобных инноваций? Так что первым этапом проекта стал информационный. С родителями, школьниками, учителями, которые также не всегда готовы к работе с такими детьми, проводились беседы, для них проходили тренинги и курсы, была выпущена специальная литература.
На втором этапе проекта был создан банк данных детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. Специалисты служб по делам семьи и детей с декабря 2011 по февраль 2012 года посетили 4,5 тысячи семей в различных регионах Крыма, получая информацию об образовательных потребностях конкретного ребенка.
По словам чиновников, несмотря на то что изначально была выбрана лишь одна пилотная школа в Симферополе — учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» № 3, — за это время многие образовательные учреждения стали участниками процесса. За последние пять лет на полуострове создано 125 инклюзивных классов в 95 школах.
Наталья Гончарова, министр образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«В инклюзии нельзя поставить конечную цель и достичь ее, это постоянный процесс. Любое учебное заведение может стать инклюзивным, если туда приходит учиться ребенок с особыми образовательными потребностями».
Замкнутый круг
Но вот вопрос — а доступны ли инклюзивные школы? Ведь мало просто провести информационную работу и подготовить психологическую почву, без кардинальной перестройки всех зданий школ тут не обойтись — здесь и лифты требуются (как перемещаться ребенку на инвалидной коляске по разным этажам?), дверные проемы должны быть соответствующих размеров, даже парты нужны другие. Сегодня мы можем говорить только об установленных пандусах. По словам начальника управления по делам детей Сергея Трифанова, на сегодняшний день ими полностью оснащены 136 школ в автономии. В прошлом году на внедрение инклюзивного образования в Крыму потрачено 208 тысяч гривен.
Если же говорить о школе-лицее № 3, здесь заканчиваются работы по оборудованию туалетной комнаты, полностью отвечающей инклюзивным требованиям. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке канадского партнера. На установку пандусов и санитарно-гигиеническое оснащение было выделено около 30 тысяч канадских долларов (более 240 тысяч гривен).
Как мы видим, процесс архитектурной доступности хоть и продвигается, но крайне медленно. Может, именно это и является причиной того, что родители детей с особыми потребностями не торопятся вести своих малышей в обычные школы? Да и какая бы информационная работа Минобразом ни проводилась, многие в нашем обществе еще не понимают важности инклюзивного образования.
Галина Клименко, координатор проекта в Крыму:
«Ситуация такова, что родители не хотят водить своих детей в школы, которые не до конца подготовлены к этой системе образования, а школы не перестраиваются, потому что к ним не идут дети с ограниченными возможностями».
Вот и наглядный пример: в прошлом году 400 детей с инвалидностью должны были пойти учиться в обычные школы, но родители испугались, так что 1 сентября за парты сели лишь 125 человек, потом их количество выросло до 157. Только благодаря этим смелым семьям и выявляются проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.
Между тем канадско-украинский проект завершился. Теперь развитие программы будет зависеть от самих крымчан. Правда, родители опасаются, что вместе с канадским финансированием окончится и заинтересованность наших чиновников во внедрении инклюзивного образования. Будут ли и дальше из республиканского и местных бюджетов выделяться деньги на переоборудование школ или, как это часто у нас бывает, хорошее начинание сойдет на нет? Евгения КОРОЛЕВА
Еще статьи:
Третьим будешь?«Вечерний» квартал«К четырем прибавить два, по слогам читать слова…»В защиту учителяСдам ребенка за кругленькую сумму, или Почему в наших детских садах с родит ...
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 2728
293031