Новости Крыма

Социум → Потребитель

16.01.2013, 14:25 Просмотров: 509
Социум → Потребитель
Надо ли платить за коммунальные услуги?
Мало кто из нас знает свои права, особенно в сфере ЖКХ, и этим незнанием с особым удовольствием очень часто пользуются коммунальщики.
Только по договору
Многие наши сограждане к концу каждого месяца мучаются извечным вопросом: платить за коммунальные услуги или нет? Особо сознательные, в основном пенсионеры, бегут вносить плату, боясь нарастить бешеные долги, с которыми им потом вовек не рассчитаться. Более опытные никуда особо не торопятся, откладывая все на потом.
Так спешить платить за коммунальные услуги или не стоит торопиться? В общественной организации «Общественная палата Крыма» считают, что наши граждане, точнее, симферопольцы, вообще не должны платить за потребляемые услуги без договоров. По словам председателя организации Ивана Бровченко, общественники уже не первый год пытаются доказать в суде, что «производитель» не берет на себя фукции «исполнителя», тем самым не несет ответственности за предоставляемую услугу. Так, законодательством Украины установлено, что предоставление коммунальных услуг по центральному отоплению, горячей воде, питьевому водоснабжению и водоотведению, содержанию жилых домов и придомовых территорий, газо- и электроснабжению осуществляется исключительно по письменным договорам. А гражданин — «потребитель» (не абонент, а потребитель) заключает договор не с «поставщиком» или «производителем» услуг, а исключительно с «исполнителем». Оплата за коммунальные услуги насчитывается в соответствии с договором, и никто не имеет права отключать квартиры граждан от водоснабжения и водоотведения, центрального отопления и горячей воды.
Раньше эту миссию — заключать договоры и взимать деньги с граждан — брали на себя ЖЭО, однако после того, как жилищный фонд города изрядно поистрепался, да и абонентской службы уже нет, ЖЭО, говорит Бровченко, отказалось заключать договоры с жильцами. В итоге выходит, человек, проживающий в многоэтажном доме, должен как бы оплатить услуги так называемому исполнителю, в роли которого раньше и выступало ЖЭО, а так как последнее самоустранилось, то и «исполнителя» теперь как такового нет.
Иван Бровченко прокомментировал ситуацию на примере поставщика услуг — КРП «Производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства г. Симферополя».
Ответственных за качество услуги нет
Еще в мае 2008 года исполком Симферопольского горсовета своим решением (№ 1192) определил «исполнителями услуг» по холодному водоснабжению и водоотведению не городской водоканал, а жилищно-эксплуатационные объединения, жилищно-строительные кооперативы, ОСМД, предприятия и организации, на балансе которых находится жилищный фонд. Чтобы житель многоэтажки мог получать воду, он должен заключить договор с «исполнителем», то есть с ЖЭО или другой из вышеперечисленных структур. Таким образом, «исполнитель», подписавшись под бумагой, будет нести полную ответственность перед «потребителем» за качество услуги.
Однако, согласно договору об оказании услуг водоснабжения и водоотведения, датируемому следующим месяцем (июнем) этого же года, КП «ЖЭО Киевского района» в лице начальника С. Токарева заключает напрямую договор о поставке услуг с городским водоканалом. А для «потребителя» в этом договоре предусмотрено, что он заключает с «производителем», то есть с горводоканалом, договор «о прямых расчетах за оказание услуги водоснабжения и водоотведения». Таким образом, договора между человеком — «потребителем» и ЖЭО не существует, а значит, и некому нести ответственность за качество воды, подаваемой в квартиру. Ведь горводоканал несет ответственность лишь за те сети, которые подключены к дому, а вот в самом доме — ЖЭО.

Иван Бровченко:
«Горводоканал услугу в квартире не предоставляет, так за что тогда платить? И ответственность не несет. Если вода в кране не нравится, то горводоканал говорит: я тебе услугу не предоставляю, иди в ЖЭО, а в ЖЭО говорят: у меня что, с тобой договор есть? Нет. Так какие тогда претензии?..»
Кроме того, по словам общественника, мы, проживающие в многоэтажках, вообще не ведаем, за что платим. Если взять тот же горводоканал, говорит Бровченко, в тариф включено техническое содержание труб. Вот только за содержание труб, подозревает он, населению начисляют и в ЖЭО. Таким образом, выходит, что за одну трубу человек, возможно, платит дважды. А чтобы понять, за что с нас берут деньги и кто ответствен за качество услуг, общественники и пытаются на протяжении уже не одного года заключить договор с самим горводоканалом, где будут подробно расписаны расчеты: куда и сколько. Вот только ни в горводоканале, ни в ЖЭО никак не соглашаются на такую развязку, ведь куда лучше получать деньги в случае с ЖЭО, ничего не производя и ни за что не отвечая.

Радж Налбандян, главный специалист-юрисконсульт управления ЖКХ Симферопольского горсовета:
«В ЖЭО непосредственно несут ответственность за надлежащее состояние сетей. ЖЭО не может отвечать за качество воды, качество тепла, тока — при всем желании не может. Потому что производится услуга в одном пункте, а какая она дальше идет, мы не можем контролировать».
По словам специалиста, в свое время, когда разрабатывалось законодательство в области ЖКХ, то не было определено, каким образом балансодержатель, в нашем случае ЖЭО, может контролировать качество поставляемых услуг в конечный пункт — «потребителю».

Радж Налбандян:
«Большинство граждан делают из этого проблему, но если бы это было массово, то, наверное, это уже решалось все на государственном уровне. Это не только город Симферополь, по всей Украине такая ситуация».
В то же время Налбандян не стал отрицать, что в наших судах неоднократно рассматривались спорные дела, в которых люди отказывались платить за некачественную услугу, в том числе и горводоканалу. Однако ни один суд пока потребителем не был выигран. Впрочем, не удивительно, ведь, насколько мы знаем, суды в основном становятся на сторону коммунальщика или чиновника, а не рядового гражданина. К тому же еще нужно доказать, что вода в кране была, допустим, плохого качества, ведь, по словам общественника Бровченко, представители СЭС стараются не вмешиваться в подобные споры, соблюдая нейтралитет.
В общем, как следует со слов горсоветовского юриста Налбандяна, пока массовых обращений граждан на ненадлежащее качество услуг не будет, вряд ли законодатель что-либо изменит в лучшую сторону.
Со своей стороны, уверяет он, в управлении ЖКХ мэрии пытались решить самостоятельно проблему с некачественными поставками услуг населению. В мэрии предлагали передать всем предприятиям, поставляющим коммунальные услуги, внутридомовые сети на баланс или в собственность, вот только предприятия отказались — «они обосновали это тем, что нужно увеличивать тариф, штат...».

Валерий Ярмольчук, заместитель директора по экономике КРП «Производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства г. Симферополя»:
«Это глупости людей (которые пред­лагают взять сети на баланс горводоканалу. — Ред.), которые совершенно не разбираются в этом вообще! Что значит „пусть возьмут себе на баланс“?! Отчего мы не попросим: пусть Россия возьмет у нас на баланс что-нибудь, а чего мы не попросим, пусть Америка возьмет что-нибудь на баланс?!»
В общем, как видим, никто не хочет нести ответственность перед населением за услуги — можно в таком случае не слишком напрягаться в заботе об их качестве — а вот оплату с населения все требуют в полном объеме. И попробуй не заплатить...

P. S. Подобным образом дела обстоят и с другими коммунальщиками, но об этом мы напишем в одной из следующих публикаций.
Маргоша ЗУБОВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 214 от 11 января 2013 года
Еще статьи:
О новых коммунальных тарифахБогатые должны сполна платить за коммунальные услуги, а бедных защитит госу ...Долги наши тяжкие…Месть ЖКХ не за горамиГотовьте деньги!
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 2324
252627